«Воздух» Ольги Лабовкиной

размещено в: DANCING PEOPLE, STAGE | 0

16 и 17 октября на Хлебозаводе показали спектакль «Воздух» хореографа Ольги Лабовкиной в рамках фестиваля современного танца Context.Diana Vishneva. Спектакль стал победителем в 2017 году на Конкурсе молодых хореографов Context.Diana Vishneva, и с тех пор был доработан и расширен.

Фото: Яна Горбачева (2017)

Яна Горбачева, фотограф:

«Первый раз я увидела постановку в 2017 году на Вечере молодых хореографов фестиваля Context. Diana Vishneva. С тех пор она трансформировалась, увеличилась и дополнилась новыми деталями. Теперь зрители не сидят в зрительном зале перед сценой, а перемещаются за артистами в трех локациях: в одном большом помещении три разные сцены.

Начинается спектакль с того, что в темноте постепенно загорается тусклый свет и становятся видны обнаженные тела танцовщиков. Их трое, они механически одеваются, оглядываются и становятся частью окружающего мира. Но в какой-то момент мир дает сбой, сначала отдельные предметы, а потом и вся призрачная комната начинает раскачиваться.

Фото: Яна Горбачева (2020)

Загадочный предмет, перекочевавший из 2017-ого в 2020-ый год — воздушный вигвам, конструкция в виде палатки, наполненной воздухом и светом, с которой артисты никак особенно не взаимодействуют. Остались и воздушные хлопья, которыми танцовщики набивают себе рубашки в области груди, пока та не «взорвется». 

Добавились непростые отношения в треугольнике: артисты по очереди целуют друг друга, а затем показывают друг на друга пальцами, в чем-то обвиняя. И появляется совершенно новая третья сцена, где Ольга Лабовкина взмывает в воздух над своими партнерами и зрителями. И в конце был самый эффектный выход на поклон после спектакля, который я видела. Ольга на поклон буквально вылетела».

Фото: Яна Горбачева (2017)

Ольга Лабовкина, хореограф и исполнитель:

«Перед выходом на сцену нужна настройка. Для меня — это внутренняя раскачка моих качелей, обретения смелости, потому что для меня артист должен обладать смелостью. Он может не обладать другими качествами, он даже может не обладать интеллектом высоким. Хотя я уважаю интеллект. Но должна присутствовать смелость и какой-то внутренний риск с самим собой, вот, пожалуй это важно, и нужно сначала успокоиться, потом сконцентрироваться, а потом раскачать эти качели. 

Фото: Яна Горбачева (2017)

Именно эта постановка очень специфична, особенно первая часть. Там как будто бы разъезжается вся реальность, и ты теряешь все опоры, поэтому это раскачанное состояние сознания должно там присутствовать. Может быть не для всех работ это нужно. Сейчас в эти показы и в Минске это работало со мной вот так».

Фото: Яна Горбачева (2020)

Иван Сачков, исполнитель:

«Это знаковая для меня работа — один из первых настолько масштабных проектов, длящийся, к тому же, несколько лет. Изначально, еще до моего участия, это был небольшой дуэт Оли и Саши. К фестивалю Context.Diana Vishneva 2017 он развился в трио. Затем спектакль рос, менялся, созревал (были версии на 5, 15, 25, 40 минут) и, наконец, принял ту форму, в которой он существует сейчас — полноформатная работа осуществляемая в нескольких локациях и длящаяся больше часа.

Фото: Яна Горбачева (2020)

Для меня важно также, что «Воздух» — это наша совместная работа. Оля безусловный идейный вдохновитель, человек, который формирует основную идею, отслеживает мельчайшие подробности, но также и даёт определенную степень свободы и реализации собственных мыслей в создании лексики, поиске через импровизацию. В спектакле есть сцены, которые возникли у нас в процессе совместных технических классов, которые мы проводили в рамках резиденции Summer Space в пространстве ОК16 в Минске.

Фото: Яна Горбачева (2020)

Плюс таких «кочующих» постановок, на мой взгляд, в том, что в каждом новом пространстве она проживается иначе, чем в предыдущем. На Хлебозаводе «Воздух» был каким-то «уютным», с удивительно тёплым, спокойным, немного отстранённым зрителем (это только моё ощущение). В спектакле есть сцены , когда у зрителя есть выбор за кем следовать. Так в один из дней я остался практически один на один с несколькими зрителями. Это каждый раз очень волнительный момент, но наверное один из самых интимных.

Фото: Яна Горбачева (2020)

Воздух — это то, что нас объединяет, но также и несёт огромное количество метафор в языке. Так и мы рассказываем не одну историю. Пусть и у тех, кто сможет прийти останется эта свобода для интерпретации.

Фото: Яна Горбачева (2020)

Александр Филиппов, исполнитель:

Для меня этот спектакль — вызов самому себе каждое выступление. С каждым показом, выступлением внутри открывается и находится что-то новое и неожиданное, как во взаимосвязях личных телесных, взаимосвязи между нами тремя (мной, Олей и Ваней), так и во взаимодействии со зрителем. Энергия зрителя непосредственна и ощущается, когда он открыт и когда настроен скептически, настороженно. На Хлебозаводе зрители реагировали хорошо, тепло. Я встречал глаза зрителя, которые следили за происходящим с неподдельным интересом.

Хореография в постановке создавалась путем поиска телесных реакций на различные задачи, которые предлагала Ольга: импровизации в неких рамках и задачах — соматических, условных, физических.

Для меня эта постановка о жизни и существовании, поиске и потере, о возможности быть в невозможном, о том, что все имеет конечную цель только в сознании и способе восприятия окружающей тебя действительности, о том, что незыблемая вера в нечто или некоего может стать чем-то большим, либо же стать капканом и оставить тебя на полусло…


Фото: Яна Горбачева

Беседовали: Яна Горбачева, Нина Кудякова