Сегодня мы расскажем о нетанцевальном проекте танцевального фотографа. Точнее, Яна Горбачева — театральный фотограф, который много снимает танец.
Для нас были важны два момента. Первый, мы вновь ощутили себя в какой-то новой реальности, когда в наши традиционные представления врывается что-то неизвестное. Да! Мы про гибрид онлайн и офлайн. Собственно, Яна олицетворяла тот самый классический мир – молодой театральный фотограф, профессиональный, творческий, ищущий. Но благодаря пандемии коронавируса она тоже ввязалась в эту авантюру: во время карантина провела выставку на своём балконе, открытие транслировалось, разумеется, онлайн!
Хотя знаете, разговоры про новую реальность, возможно, иллюзия. Потому что всем творческим людям пришлось приспосабливаться и экспериментировать с онлайн. Но как только границы открылись, они поспешили вернуться в физические пространства.
И вот, 17 сентября 2020 года, состоялось открытие выставки «Ехал фикус на коне», куратора Аллы Мировской, в творческой лаборатории «Среда», где Яна представила свой проект — «Хозяева района «Аэропорт». Кстати, выставка продлится до 17 октября, мы вас приглашаем. Вавилова, дом, 5. Москва. Вход свободный.
Ну, а теперь, давайте знакомиться с Яной и с её проектом.
Яна Горбачева, театральный фотограф. Изучала «Искусство и техника фотографии» в МПК им. Моссовета и историю искусства в Московской государственной художественной академии им. Строганова (МГХПА).
Главное, на наш взгляд, в творческом деле — это поиск идей. И Яна любит их отыскивать, как сама она любит говорить, на грани фикшена (имеется в виду, художественной выдумки) и документального.
Яна, расскажи, что это за проект — «Хозяева района Аэропорт», почему ты занялась этой темой?
Проект и выставка — это две разные темы. Проект начался полгода назад, и он ещё в процессе.
И как же он задумывался?
Сначала он назывался «Гопники района Аэропорт». Я ещё переснимала материалы несколько раз, чтобы добиться мрачного настроения по совету Валерия Нистратова (известного документального фотографа, примечание редакции), которому я показала свой проект на начальном этапе. Мрачность, именно, как стилистический приём, который как будто говорит зрителю, а всё ли в порядке? Но это задумывалось больше как шутливое название. Потом уже проект стал называться «Хозяева района Аэропорт», и пока живёт под этим названием.
Началось всё с моей очередной попытки снять историю про свой район, я даже не думала, что в нём будут голуби. Сначала я ходила снимать пейзажи (это было несколько лет назад); потом уличные фото с людьми (например, как люди тащат телевизор на одеяле и множество других странных вещей вокруг, которые делают люди); потом, когда стали строиться новые дома, пыталась снимать про старое и новое. Но всё это как-то не складывалось в одну историю. И вот в какой-то очередной момент я вышла с камерой на улицу, огляделась и увидела голубей, которых у нас очень много. Их, правда, нереально много, больше, чем в других районах.
А ещё в первые фото с голубями попали какие-то признаки, позволяющие мне задуматься об их мире: загадочный чердак, уходящий наверх и другие необычные элементы. Всё снято по-честному — в моём районе. Пожалуй, только одна голубятня, которая находится чуть-чуть дальше, но она тоже в его пределах.
Хорошо, и как ты дальше стала развивать эту тему?
Думаю, в свойственной мне манере — не человек является мерилом всего и самый главный на планете. Плюс, этот проект балансирует на грани: в нём нет ничего придуманного, т.е. фикшена. Я не фантазирую, не очеловечиваю голубей. При этом, глядя на привычных существ, создаётся впечатление будто что-то тут не так. У них (голубей) высвечивается какой-то другой характер. А какой именно, я и пыталась понять.
И поскольку в моём районе их слишком много, я стала вспоминать разные забавные факты. У меня есть фото с воротами хлебозавода. Этот завод находится в центре старого района Аэропорт и до сих пор работает. Там каждую ночь пекут хлеб, и очень вкусно пахнет. Рядом с заводом стоит палатка, где жители покупают хлеб и тут же скармливают голубям. Они там ходят приосанившись! И в целом, в нашем районе есть несколько таких мест, где голуби «тусуются» большими стаями, а бабушки выходят их кормить. И вот не понятно, кто в этой цепочке главный — люди для голубей здесь как источник пищи.
На твой взгляд, соседство с голубями для человека больше, чем кормление птиц?
Да, когда я стала изучать взаимодействие людей с птицами, поняла, что тема на самом деле глубже. И до сих пор я на распутье, оставаться ли в рамках своего района или изучать дальше взаимодействие птиц с людьми. Как пошутил один из зрителей моей выставки, кулинарная тема с кормлением голубей тоже ведь до конца не раскрыта. В проекте есть символичная героиня — бабушка с батоном, но про обратную сторону пока ничего: люди едят голубей. Так что всё это про разные отношения человека и птиц, и тема действительно из частной перерастает в более общую. Я пока думаю, насколько это мне интересно.
Голубь — не соловей, не споёт заливисто. Так в чём же красота этой птицы?
Для меня её красота заключается в том, что мы встречаемся с ней буквально на каждом шагу. Люди её считают либо милой пташкой, либо уличной крысой. Но по большому счету почти ничего про неё не знают, никто не видит их гнезд. Я, например, прочитала множество разных фактов, как голуби распознают лица людей. И это не шутка. Они действительно распознают людей в лицо, распознают произведения искусства и после некоторой тренировки, они уж точно смогут лучше человека, незнакомого с живописью, отличить одного художника от другого, когда им показывают картины. Есть и такие опыты!
Кажется, ты вступила на тропу орнитолога?
Нет, я читала более популярные книги о голубях, не какие-то узко научные. Также интересной мне показалась тема, связанная с суеверием относительно голубей. Например, почему люди их считают святой птицей. Потому что голубь, когда клюёт крошки, замаливает грехи, которые нельзя отмолить. Это меня поразило очень. Вообще, я думала и искала возможность показать голубей не с позиции — городская птица у ног, а как птицу на равных с человеком в городе. Голуби раньше жили в скалах и переселились в города, к людям, поскольку здесь было проще добывать еду. Но мне не так уж сильно хотелось погружаться в исследование о голубях, скорее подумать над вопросом существования мифов о них и балансировать на грани реального и нереального.
А какое было твоё самое главное заблуждение, миф про голубей, который точно разрушился при работе над этой темой?
Что это не тьма под ногами у человека. Есть известный мем про голубя Геннадия, очень смешной. О том, что голуби непохожи друг на друга, все они с разными характерами. Т.е. будет ошибкой сказать, что если птица принадлежит к конкретному виду, значит она будет себя вести определённым образом. Ничего подобного. Они, как и люди, ведут себя по-разному. Этого я раньше не замечала.
Но у человека всё равно складываются индивидуальные отношения с природой. Однако, тебе, кажется, удалось найти общие моменты в этой теме для всех.
Что удивительно, есть два полярных мнения насчет голубей. Голуби, наверное, самые многочисленные живые существа в городе. И одни встают на их защиту, другим они сильно мешают. Их либо кормят, либо ненавидят. И это всё, что можно про них сказать.
Давай резюмируем: этот проект больше документальное исследование или художественное переосмысление?
Думаю, это не классический проект-исследование: я не поднимаю архивы, не беру интервью у жителей, не провожу расследований. С другой стороны, и не ухожу в фикшен (не придумываю какую-то историю, не придаю ей свои смыслы). Проект существует как бы на грани: в нем есть и элементы исследования, как, например, карта района с голубиными местами (топография). Но также благодаря снятым на камеру образам, я пробую расширить своё представление о том, что нас окружает, открыть новые грани повседневности. В этом, возможно, и заключается творчество. Ведь почти все районы так выглядят. И вид из моего окна, я думаю, также выглядит для многих людей и для птиц.
Тогда плавно переходим к выставке. Как она возникла?
Благодаря карантину, когда все думали о том, как организовать мероприятия в формате онлайн. Наше мероприятие называлась «Непрошенные гости», его проводила творческая мастерская Аллы Мировской. Как куратор, она предложила провести групповую выставку онлайн. Мы собрались в зуме, и каждый представлял свой проект. Участники создавали их в разных пространствах. Например, у одной девочки, был проект про сны, и она, разумеется, проводила его в спальне. У другой, про то, как она на карантине уделяет домашнему хозяйству и семье почти всё свое время. При этом она художник и придумала фотографировать себя в разных домашних ситуациях на грани абсурда. Серфинг на гладильной доске, к примеру.
Я сделала свою выставку на балконе, и в этом, конечно, получилось больше иронии. И с той бабушкой (Яна сама сделала арт-объект из картона — бабушку с батоном, прим.редакции), и с подборкой смешных видео про голубей, которые я нашла. Фотографии несут определенное настроение, которое я называю — на грани реального и нереального. Т.е. всё привычно и хорошо, но, возможно, что-то не так, возможно, мы чего-то не знаем.
А выставка офлайн открылась в сентябре, куда я добавила вид на мой район с высоты птичьего полета. И на него (анонимно) высказывания людей о голубях. Их личные истории, связанные с этими птицами. В общем, приходите на выставку, Вавилова, дом 5!
Возможно, вы зададитесь вопросом: ну, а где же здесь про танец. Дело в том, что работа в любой творческой среде, как мы заметили, строится на принципах, самых разных. Один из них — умение найти интересную, захватывающую идею, из которой у нас на глазах разворачивается целое полотно со множеством смыслов. И нам было интересно наблюдать за новым проектом Яны, пусть и не танцевальным, но с тем самым авторским, пристальным взглядом, который расширяет наше представление о чём-либо, даже о голубях! А вам?
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ЯНЫ ГОРБАЧЕВОЙ, где вы сможете ознакомиться с её танцевальными и театральными работами:
Интервью подготовила Светлана Польская