«Зачем люди танцуют?»: автор Ирина Сироткина о работе над своей первой детской книгой

размещено в: STAGE | 0

В этом году выходит книга Ирины Сироткиной с иллюстрациями Марии Титовой «Зачем люди танцуют?» в издательстве А+А. Первая детская книга о современном танце появилась при поддержке фестиваля Context и Фонда содействия развитию балетного искусства Дианы Вишневой.

Автор книги, Ирина Сироткина, рассказывает как работала над книгой.

«В апреле мне позвонила Валя Филиппенко из фестиваля Context и сказала примерно следующее: «Мы месяц были в шоке, а потом собрались и решили, что будем делать новый проект — книгу для детей, чтобы влюбить их в танец». И пригласила меня эту книжку написать.

Я и до этого получала такие предложения и всегда отказывалась: я человек академический, лектор, автор серьезных трудов… Но Валя пообещала, что мне будет помогать Кася Денисевич, главный редактор издательства «А+А». Это издательство — дочка знаменитого Ad Marginem и специализируется на детской литературе. Они, сказала Валя, на книжках для маленьких собаку съели: совсем недавно, например, перевели с английского и издали «Историю музыки для детей».

Я посмотрела «Историю музыки», с забавными и красочными картинками, согласилась писать о танце. Тем более что художницей книги выступила Мария Титова, молодая, но уже сама — преподавательница гравюры и книжной иллюстрации.

Чтобы маленького человека заинтересовать, надо обращаться к нему с вопросами. Сели мы с Касей и придумали заглавие — «Зачем люди танцуют?» — и структуру книги из 10 глав. Каждая глава — какой-то вопрос: «Что такое танец?», «Есть ли у танца правила?», «Кто придумал балет?», «Танец — это искусство?», «Танец — это волшебство?», и еще много других вопросов.

Я и стала на эти вопросы честно отвечать. Показала Касе, а она говорит: «Вы будто излагаете лекцию. Для детей пишут по-другому, как будто рассказываешь историю». Например, вместо того, чтобы перечислять хореографов (как в списке покупок из магазина), можно написать про то, как хореограф приглашает исполнителя поимпровизировать и помочь ему придумать танец.

И я начала исправляться и, надеюсь, исправилась до такой степени, чтобы привлечь внимание ребенка. Оказалось, что писать для детей — признак творческой зрелости.

А еще нам помогал Context: так как я специалист по модерну, а балет знаю хуже, то с благодарностью приняла помощь в том, что касалось современного балета, от сотрудниц фестиваля и Дианы Вишнёвой. Кое в чем возникли разногласия, но я первой шла на компромисс. Ведь к этому моменту уже были готовы книжный дизайн и иллюстрации Маши Титовой — просто волшебные, и мне очень хотелось, чтобы книга скорее увидела свет, во всяком случае, чтобы успела к Новому году и Рождеству.

Кстати, о «Щелкунчике» — самом новогоднем балете — там тоже есть, но есть и о «Терпсихоре в кроссовках», баттлах и много еще о чем. Книга не только для детей — она для семейного чтения, и прекрасный подарок под елку».


Ирина Сироткина 

Известный исследователь танца и двигательной культуры, кандидат психологических наук МГУ и доктор философии Манчестерского университета. Xасто выступает с лекциями, участвует в конференциях, основала международную лабораторию исследований перформанса The PeARL, получила Приз Международной ассоциации современных языков и написала не одну статью и книгу о танце для взрослых.

«Зачем люди танцуют?» — ее первая книга для детей. И написать ее Ирине помогло то, что вот уже двадцать лет она не только изучает танец, но и танцует сама: практикует свободный танец и «музыкальное движение» — отечественную версию танца Айседоры Дункан.

Мария Титова

Художница и графический дизайнер, преподаватель Мастерской Бориса Трофимова. Ее работы выставлялись на российских и международных выставках, в том числе на Выставке Иллюстраторов Болонской ярмарки детской книги, а в 2019 году ее иллюстрации украшали фирменный стиль главной детской книжной ярмарки в мире.

Картинки в этой книге мастерски сделаны Машей вручную в ее фирменной технике трафарета — оттого они вышли такими тонкими и выразительными, как тело танцовщика.