5 соло в ЗИЛе: время не-танца

размещено в: STAGE | 0

Современный танец после долгого балетного периода вернулся в Россию лет 20-30 назад и носит экспериментально-догоняющий характер. Безусловно, у него есть свой путь развития и отличительные черты, но как ни крути, на Западе современный танец развивался уже век, и его русскому собрату есть чему поучиться и что позаимствовать.

Показ работ молодых хореграфов, участвовавших в программе «5 соло» в КЦ ЗИЛ, проходил 10 и 11 ноября в зале-конструкторе  и напоминал американский постмодерн 60х. Никаких танцевальных связок под музыку, только исследование тем, волнующих хореографов — время, тело, сознание, Бартовский punctum, сон.

Анастасия Прошутинская, куратор проекта:

Проект «5 соло» проходит в пятый раз. Я, как куратор проекта, не задаю единую для хореорафов тему, но задаю направление — прежде всего через приглашаемых лекторов и запрашиваемые в заявке материалы. Этим летом в Вене прошла тематическая образовательная программа Impulstanz, где мастерские вели хореографы в паре с художниками и кураторами визуального искусства (программу собирал Тино Сегал, концептуальный художник и хореограф). Мне эта тема показалась очень актуальной. Поэтому в нашем проекте среди лекторов оказались не только хореографы, но и теоретики современного искусства (Галина Шматова, Константин Борохов), и художница-хореограф из Нью-Йорка ( Лили Голд). Так же и с участниками. Из молодых, начинающих хореографов с некоторым образовательным опытом (к ним обращены все подобные наши резиденции) были выбраны те, кто в своем опыте сочетает опыт работы с телом и с визуальным образом. Среди них оказались и фотографы, и видео художники. Условия проекта в этом году имели два важных отличия от предыдущих выпусков: во-первых, хореографы работали с исполнителями, которых сами выбрали; во-вторых, у них была максимальна степень свободы — установочные общие лекции, время для репетиций и при желании можно было советоваться с мной или другими лекторами проекта.

«5 соло» мы проводим раз в год, осенью. Есть еще проект, в котором мы выпускаем дуэты, тоже раз в год. Регулярный выпуск работ молодых хореографов и их некоммерческие показы — это то, что делает культурный центр ЗИЛ действительно уникальным местом для Москвы. И мы будем продолжать эту работу. Но всякий раз условия программы трансформируются в ответ на актуальные процессы в сообществе. Так, следующий выпуск мы отложим до весны и до этого предложим 5-8 краткосрочных резиденций с выпуском открытых рабочих предпоказов, при этом ограничение формой дуэта снимается. Интересно увидеть, кто и с чем желает сегодня работать в поле современной хореографии. И уже затем эти работы можно будет готовить к сценическому выпуску в соответствии с их индивидуальными особенностями и потребностями.

 

Punctum/ Маргарита Денисова, Мария Лебешева

Punctum по Барту – это «сугубо личный, эмоциональный смысл, позволяющий установить прямую связь с фотографией».

Сначала танцовщица двигается в тишине, под конец включается музыка и софит. Все составляющие разбиваются на части и существуют отдельно, но в конце по «стечению обстоятельств» они объединяются и составляют композицию. Происходит деконструкция танц постановки, задается вопрос «что из этого останется в памяти?»

маргарита денисова, 5 соло, кц зил, dozado

 

 

Уни-сон/Лена Холкина, Настя Кардапольцева

«Где заканчивается кровать и начинается мое тело? Что и как я слышу? Как течет здесь время?» Это исследвание до сих пор недоизученного состояния — сна.

«Кто такой синий, и почему он оказался в этом сне?» Танцовщица сидит то ли на синем спальнике, то ли на гермике (потом оказывается, что это модный воздушный  пуфик). На нем можно грести,  в нем таятся пения и музыка, его можно повязать как платье или нырнуть в него и так танцевать. Кругом только завывание ветра как на вершине горы, а в синем пуфике —  воздух , наполненный музыкой. Очень образно-атмосферная получилась фантазия, с яркими акцентами, тревожно-удивленная, как во сне.

 5 соло, кц зил, dozado, лена холкина

 

 

Мария Лазарева, Дарья Юрийчук

Эта работа о связи сознания и тела, о нашем восприятии собственнго тела и о том, как мы ощущаем себя через свое тело.

Танцовщица перетаскивает свою отяжелевшую головы по полу, волочит, подталкивает руками. Неудобные положения, невозможность из них оторвать тело от пола. И все это нагнетается под звуки метронома. Потом гаснет свет, включается на мгновение, и мы видим наконец лицо.

мария лазарева, 5 соло, кц зил, dozado

 

 

Татьяна Чижикова, Игорь Бекагаев, Роман Кутнов (звук)

Исследование понятия «время» в постановке.

Движения танцовщика как будто записаны на видео, и это видео то пускают очень медленно, то ускоряют, то ставят на бесконечную промотку одного и того же действия – стоп/ремоут.

Звук вводит в созерцательное напряжение, свет как бы показывает движение с разных сторон. Время тянется как резина, движения как будто не происходит, такое сильное замедление можно спутать со статикой. Все возможности работы со временем в видео перенесены на реального танцовщика.

татьяна чижикова,5 соло, кц зил, dozado

 

 

«Танец тела, теряющего чувственность»/Вик Лащенов, Дарья Плохова

Игривое подмигивание не-танцу и Ивонн Райнер (на которую очень смахивала Дарья Плохова в парике)  с ее манифесто и отказом от чувственности в танце.

Тело как объект, совершающий некие движения на «дисках здоровья», со скрежетом то ли дисков, то ли тела.  В 60ые подобное воспринималось бы серьезно, но сейчас даже исполнитель с трудом сдерживает улыбку.

А вот начало с закручиванием этих цветных «дисков здоровья» интриговало и завораживало, и хотелось смотреть на это действие бесконечно долго.

вик лащенов, 5 соло, кц зил, dozado

 

Текст: Нина Кудякова

Фото: Rust2D

Оставить ответ