Молодым постановщикам и исполнителям современной хореографии катастрофически не хватает площадок для показа своего творчества. Чуть ли не единственным местом для репрезентации являются фестивали. Один из них заявил в качестве своей миссии помощь молодым танцовщикам и хореографам. Это фестиваль современной хореографии Futurum.
Третий его показ состоялся 27 февраля 2021 г. в доме культуры “Салют”. На вечере показали 9 работ разных хореографов. Среди них были уже известные как Наталья Кушнарчук и Иван Кожевников (он же основатель фестиваля), так и новые имена.
Заметим, из недавнего исследования Екатерины Васениной и Светланы Улановской (в рамках фестиваля OpenLook), сегодня танцевальная карта России выключает более 40 фестивалей, посвященных современному танцу. И вопрос о том, какие цели ставят перед собой их создатели, краеугольный. От этого зависит, как долго будет существовать фестиваль, оставаясь актуальным и привлекая к себе внимание танцовщиков, экспертов и зрителей.
“Futurum — это тот фестиваль, который объединяет необъединимое. Ребята абсолютно разные. И фестивали обычно стараются придерживаться какой-то концепции. Но мне близок подход Вани и Насти (организаторы фестиваля Futurum — прим.ред.), что так можно объединять комьюнити. Современный танец для всех разный. Когда мы приходим на фестиваль, мы видим современный танец такой, и такой. Мы зрительно это можем определить, но словами пока никак. Это фестиваль, который объединяет разный современный танец”, — говорит Елена Панасенко, основатель Dancehelp.
На фестивале можно свободно снимать фото и видео выступлений и выкладывать в соцсети, всех участников можно и нужно отмечать — аккаунты их инстаграмов в свободном доступе.
“Все теги участников указаны в программке — никто так не заморачивается. Сейчас если в зале кому-то понравился исполнитель или хореограф, то можно написать в соцсети и предложить работу. Мне три дня назад позвонил директор подмосковного театра и сказал, что им нужен хореограф. Я сказала, что так сходу я порекомендовать не могу, но можно прийти на фестиваль, посмотреть и выбрать. То есть через такой фестиваль ребята могут найти себе серьезную творческую работу”. (Елена Панасенко).
Ещё организаторам фестивалей важно объединять под одной миссией не только танцевальное сообщество, но и партнеров. Ивану и Анастасии Кожевниковым уже не первый год оказывает поддержку команда культурного центра «АЛЫЕ ПАРУСА». Найти подходящую сценическую площадку, на которой участники получили бы достойные сценографические возможности (свет, звук, декорации) очень сложно. Артисты уже радуются, когда у них есть профессиональная сцена, а когда она по-настоящему оснащена, по последнему слову технику — это большое счастье, но пока что ещё редкость.
Ребята из Futurum очень многое делают своими силами — от формирования программы фестиваля до рекламных активностей (дизайна афиш, видео тизеров, приглашение гостей и СМИ). Именно поэтому их усилия замечены, находят отклик и поддержку среди партнёров.
Вообще, нам кажется, что кооперация организаторов фестивалей с государственными или частными структурами может значительно преобразовать культурную среду города. К примеру, архитектурное пространство дома культуры «Салют» — наследие советской истории. И мы, попав в него, сразу задумались над вопросом, а как бы его можно было модернизировать, сделать созвучным тому, с чем сюда приходят творческие люди, сегодняшние деятели искусств?
В день показа в фойе дома культуры «Салют» мы увидели много зрителей, в основном молодежь. Парни и девушки, скорее всего друзья и уже поклонники творчества молодых танцовщиков, разумеется, коллеги по цеху — всё это важная составляющая действа, на которую невозможно не обратить внимание, как в известном трюизме — театр начинается с вешалки. А фестиваль — со зрителя.
«Я пришла сюда по приглашению своей знакомой (просто её подруга сегодня выступала). Целый день настроение было не очень, хотелось сидеть дома. Да и ДК я стараюсь избегать, находилась в свое время в кружки. Но вот в самом зале я уже смогла переключиться. Хороший вечер получился. Особенно понравились Дом танца «Кувырком», я люблю простые сюжеты, при этом когда они трогательно и эффектно рассказаны. Вертинский на языке танца особенно был интересен», — рассказала нам после показа Анна (зрительница).
Программе фестиваля в этом году по задумке организаторов была задана экспериментальная оптика. Это желание выйти на новые орбиты в выборе тем, вопросов, которые хочется задавать и искать ответы, в нащупывании свежих и разных хореографических, режиссерских и сценографических решений.
Здесь можно было увидеть и дуэты, и выступления целых компаний. ТанцТеатр Nunc, чьи основатели и являются организаторами фестиваля, показали отрывок из спектакля “Регистрация дыхательных движений”. В постановке затрагивается тема того, что человек под натиском мнений превращается в бездушную куклу, которая выполняет автоматические функции. Во фрагменте показан некий клубный танцпол, где диджей задает ритм, а пять девушек под него синхронно по клубному подергиваются, принимают модельные позы, вызывающе смотря в зал. Вокруг них по полу раскиданы надутые прозрачные пакеты, в которые они в какой-то момент начинают дышать. После чего тянутся к свету, льющемуся из-за кулис, но попасть им туда не получается.
«Главная подсказка, которая поможет понять постановку — это символическое разделение сцены на Запад и Восток, где стремление на Запад для современного танцовщика всегда актуально. Этот образ (Запад-Восток) позаимствован у Тарковского из фильма «Ностальгия». Основная тема спектакля берет начало из последних событий (карантин, митинги) — это тема свободы. Постановка включает некие этапы взросления, где мы по-разному реагируем на свободу.
Звук выдоха (в самом начале) символизирует жизнь от рождения до смерти. Диджей выделен красным и зеленым цветами, что отсылает к кинокартине: «Повар, вор, его жена и её любовник» — к событиям в аду. Он некий судья, высший орган власти, который наблюдает за происходящим и диктует свои правила.
Сама сцена завалена надутыми прозрачными пакетами — символ засорения и пустоты, которую оставляет человек после смерти. Маски собак мне подсказал Набоков в «Приглашении на казнь». Это образы песьеголовых мифологических стражей подземного мира, а также символ обезличенности, стайности этих существ. Помимо этого в постановке много отсылок к картинам изобразительного искусства. Регистрация дыхательных движений: воздух — свобода, его регистрация — наблюдение со стороны за свободой», — рассказали создатели постановки Иван и Анастасия Кожевниковы.
Дом танца “Кувырком” из Ростова-на-дону показал лиричную зарисовку на песню Вертинского Piccolo bambino про похороны цирковой балерины. В последний путь ее отправили с присущими жизни артистов цирка блеском и нищетой. Шесть пьеро кружат в последнем танце, заламывая кисти и вскидывая руки, разбрасывая блестки. Щемящий образ дешевого салютика в честь бесславной жизни ушедшей.
Работа “Сахель” Екатерины Мочаловой повествует о нечеловеческих страданиях беженцев в пустынном регионе. На сцене неподъемные мешки с песком, которым потом умываются исполнительницы, и нарезка кадров из новостей о ценах на нефть и котировках рубля. В постановке затронута проблема глобализации —когда одни строят экономические империи, другие умирают от нищеты и голода.
Также на вечере показали четыре дуэта: экспрессивный “Обогнать счастье” Лилии Симоновой и Максима Микичука, пасторальный “Завтра-ок” Евгении Бондарь и Сергея Бикбулатова (хореографии Натальи Кочегаровой), медитативный Sensedatum Андрея Петрушенкова и Александры Дёминой и чувственный “Человек” Антона Гисметуллова и Лии Калимуллиной. Работу Натальи Кушнарчук Karpman drama triangle технично исполнили Егор Кабанов, Дарина Додина и Диана Ткаченко.
“Сейчас я вижу много работ или коллективов, с которыми пересекалась на других фестивалях. То есть разные экспертные группы сходятся во мнениях, и одни и те же интересные постановки появляются на разных фестивалях.
Работу компании “Кувырком” я видела на фестивале “Черный кот”, и тогда они меня и весь наш театр “Звон” поразили. Компанию Via очень люблю и то, как они мыслят и ставят. У них оригинальное прочтение литературного источника и мне нравится, что там нет ответа, что же такое “человек” и что с ним не так. И по пластике они просто замечательные.” (Татьяна Матвеева, фотограф, исполнитель современной хореографии)
Среди всех коллективных выступлений выделяется трогательное и сильное соло Софьи Голомзиной из Тюмени — “Человеку нужен человек”. Искренний монолог повествует ее тело, одетое только в телесного цвета купальник. Она раскрывает в стороны руки, распахиваясь миру, падает в глубокое плие. Лексика избавлена от канцеляритов и предельно понятна. В конце на сцену выходят две девушки, Софья вскарабкивается на них и балансирует на их плечах — все очень рискованно и по-настоящему, опасно и взаправду. Такую девочку обязательно надо заметить и брать на работу.
“Мне кажется, фестиваль дает дорогу молодым. Он один из тех, кто может являться маркером современной хореографии. Здесь участвуют и опытные хореографы и совсем начинающие.
Компания Nunc также выступает на многих фестивалях, поэтому они в теме того, что происходит в танце. С каждым годом всё внимательнее и тщательнее относятся к отбору, возможно, потому что больше заявок. Фестиваль становится более разнообразным, темы разноплановее, уходит депрессивный современный танец”. (Татьяна Матвеева)
Фестиваль является не только возможностью для молодых показать себя, но и выступает неким срезом современного русского танца. Конечно, здесь присутствует и личный вкус — Иван и Анастасия сами отбирают участников из присланных им работ. Они считают, что у постановки должен быть смысл, поэтому ненарративных абстракций здесь не увидишь. Все постановки опираются на какой-то сюжет или идею, затрагивают некую проблему.
Фестиваль современной хореографии Futurum прошел свой первый рубикон – трехлетие. Этого времени достаточно для того, чтобы выбрать курс для своего корабля — станет ли он сбрасывать с борта современности классиков жанра и давать пощечины общественному вкусу, как когда-то писали в своем манифесте русские футуристы — будем с интересом наблюдать!
В этом деле — быть площадкой и создавать условия для творческих экспериментов молодых исполнителей и хореографов — важно и дальше психологически крепнуть, осваиваться в роли организаторов, получать больше отдачи со стороны зрителей, доверия профессионального танцевального сообщества и партнеров, чего мы искренне фестивалю Futurum и желаем!
©ФОТО: Олеся Сипович @olesya_sipovich,
© ФОТО: Владимир Полин @foto_vladimir_polin