В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в репертуаре появился новый вечер одноактных балетов (бонусом идут дуэты) — «Вариации/Маленькая смерть/Дуэты». Услада не только для балетоманов и балетоведов, но и для романтичных пар. Как говорил Иржи Киллиан «все балеты повествуют о любви и смерти». Этот вечер посвящен полностью первой.
В начале идут восстановленные «Вариации» Владимира Бурмейстера, которые он создавал в 1962 году для Парижской национальной оперы на музыку Бизе. Тогда его «белый» бессюжетный балет показали в одной программе с постановками Сергея Лифаря, и «победа осталась за Москвой».
Бурмейстер был первым советским хореографом, который поставил свои балеты в Европе. В 1960 году для парижского театра «Гранд-опера» он перенес «Лебединое озеро», год спустя создал «Снегурочку» на музыку Чайковского в Лондоне. И еще через год его опять позвали в парижскую оперу делать балет «Три мушкетера». Но руководство сменилось — директором стал композитор Жорж Орик. Он предложит Бурмейстеру сделать бессюжетный балет в духе Баланчина и Лифаря. Однако хореограф такие постановки еще ни разу не делал. Орик посоветовал взять «Концертные хроматические вариации» Бизе, которые тот написал в 1868 году для фортепьяно. Бурмейстер использовал для постановки оркестровку «Вариаций», созданную в 1930-х. Пресса положительно отзывалась о постановке, упоминая спокойную гармонию и архитектурную стройность замысла. В 1964-ом постановку перенесли в МАМТ, но потом она не появлялась в репертуаре.
Нынешний худрук театра Лоран Илер решил вернуть спектакль мастера в его театр: «Это очень красивая хореография, она вне времени. Я хотел отдать должное Владимиру Бурмейстеру. Его произведения — наследие нашего театра, а знать корни, историю балетной труппы очень важно». Возобновлением спектакля занималась бывшая прима театра Маргарита Дроздова, которая сама танцевала в «Вариациях».
Сегодня французская работа хореографа, проработавшего в «Стасике» почти 30 лет, смотрится как тихая песнь об эпохе романтических балетов. Есть Поэт и есть его Муза, и их танец обрамляет как в рамке кордебалет в бизешных шопенках. Главная героиня то внезапно появляется из-за черного задника сцены, чтобы слиться в дуэте, цитирующем «Жизель» и прочие романтизмы, то, влекомая семенящими на пальцах нимфами, исчезает. «Вариации» как легкий ветерок давно ушедших дней и эпох, ненавязчиво напоминает о неземной природе балета и таких же чувствах, давно позабытых.
После возвышенной классики сразу идет «низменная» современность. Хотя Иржи Киллиан уже давно стал классикой современного танца. Его La petite mort («Маленькая смерть») напомнила зрителям о других, более земных отношениях между мужчиной и женщиной. После этой жемчужины театра идут дуэты — «не па-де-де, а диалоги». Здесь отношения полов разворачиваются во всей своей палитре: от сказочных нуреевской «Золушки» до нервных на задержке дыхания варнавского «Сохраняйте спокойствие». Страстная «Кантата» Бигонцетти следует за утонченной «Таис» Пети.
И подводит всему вечеру итог самый главный дуэт: 45-летнего премьера Георги Смилевски с самим Лораном Илером, которому в следующем году будет уже 60. Бывший этуаль и нынешний худрук театра исполняет Et cetera солиста Максима Севагина на музыку Франсиско Тарреги так, что любому нужно брать пример. Характерный танец с испанским колоритом, четкими линиями и резкими взмахами рук и вскидыванием ног исполнен так точно и наполнено, так эмоционально и уверенно, с такой страстью и статью, что зал аплодировал стоя. Потому что зрители увидели настоящую любовь, за которой пришли — любовь к танцу.
Текст: Нина Кудякова
Фото: Карина Житкова