Арабский танец Дабка

размещено в: STAGE | 0

Традиционный арабский танец Дабка — динамичный, эмоциональный, яркий и свободный. Он дает ощущение сплоченности, объединяя даже незнакомцев – зачастую люди, услышав любимые мотивы, бросают свои дела и присоединяются к танцующим. А как танцевать дабку, в Ливане, где она пользуется особой популярностью, знает каждый с малых лет — этот танец передает дух крепкой дружбы ливанского народа и заряжает хорошим настроением. 

дабка, танец

Дабку справедливо называют арабским степом — танец состоит из быстрых и разнообразных шагов, подскоков, ударов ног.  

Темп и настрой всей группы задает ведущий – рас (с араб. «голова»), который быстро вращает в руке бусы, подобные четкам. Вместо четок в его руках может быть платок, утяжеленный специальным грузиком, короткая толстая трость или даже сабля. Считается, что его руки характеризуют оружие, а ногами он подчеркивает свою связь с землей. 

Ведущему разрешено импровизировать, все остальные танцоры ему подчиняются — синхронно повторяют энергичные движения, держат единый ритм и подбадривают друг друга задорными возгласами, выстраиваясь в линию по 20-30 человек, отчего возникает ощущение единого целого и непреодолимое желание слиться с танцем. Дабка настолько ритмична и ярка, что, наблюдая за танцорами, трудно усидеть на месте. 

 Дабка считается мужским танцем, но может исполняться и женщинами, а также смешанной группой. Мужчины танцуют широко и резко, прыжки у них длинные, высокие. У женщин движения более скромные, а некоторые из них они вообще не делают, отдавая мужчинам право солировать.  

 

Возникновение танца.  

Танец Дабка зародился в Ливане, и легенд о его происхождении достаточно много.  По одной из них танец возник при строительстве домов, когда мужчины совместно утаптывали соломенные крыши.  Есть мнение, что таким же способом фермеры топтали землю, чтобы сделать ее плодородной.  Еще одна легенда утверждает, что когда на территорию современного Ливана вторглись войска Османской империи, жители танцевали на дорогах, разбивая их и мешая туркам добираться из города в город. 

Существует версия, что на происхождение дабки, которую называют также танцем солидарности, оказала влияние турецкая культура. При этом сначала на турецкую культуру повлияла цыганская, а уже сама турецкая, в свою очередь, повлияла на арабскую. В доказательство приводятся одинаковые песни у арабов и турков.  Как бы то ни было, танец пользуется большим признанием во многих арабских странах.  

Единого стиля дабки нет, в каждой стране и даже городе он имеет собственную подачу, свой характер. Сирийцы, палестинцы, иранцы привнесли свое влияние в дабке, сделав танец более разнообразным.  

В самом Ливане существует несколько видов дабки — традиционнаяБаальбакийяБадавийяХайзрани (символизирующая борьбу) и другие. Все они очень похожи между собой и произошли от песен с аналогичными названиями, под которые исполняются. На праздниках предпочитают традиционную дабку, чтобы каждый мог присоединиться к танцу. 

 Впервые на сцене дабка была исполнена в рамках международного фестиваля в Баальбеке в 1960 году, а предшествовала этому просьба ливанского президента Камилля Шамуна к известному российскому балетмейстеру Игорю Моисееву, чтобы он, изучив шаги дабки, основал классическую базу для танца. Так, благодаря российскому хореографу дабка стала популярной. Впоследствии танец был модернизирован ливанскими братьями-композиторами Асси и Мансур Рахбани 

В 2007 году, в Палестине был установлен мировой рекорд — самый длинный хоровод дабки из трех тысяч человек! 

 

Музыка. 

 Дабка — очень темпераментный и зажигательный танец, своими «горячими» ритмами не оставляющий равнодушным ни одного зрителя.  

Музыка для дабки заводная и быстрая с ритмом четыре четверти. Это фольклорный ритм, часто используемый в Ливане, Сирии и Ираке. Реже может встречаться ритм и в три четверти, что объясняется турецким влиянием.  Сопровождает танец не только музыка, но и песня с мужским вокалом.  

Музыканты, исполняющие дабку, играют на дарбуке (табле) — старинном ударном инструменте, небольшом барабане в форме кубка; ребабе — однострунном инструменте, а мелодия ведется мизмаром — народным духовым инструментом.  

По одной из версий, танец мог получить свое название от — дарбуки («darba»- с араб. «ударять»). Дарбука является солирующим инструментом в дабке, при этом таблист, играющий на ней, также участвует в танце. 

 

Традиционный костюм. 

 Как правило, цвета одежды подбираются в тон национальному флагу страны. В Ливане это красный и зеленый. Костюмы украшаются собственной символикой, нередко на них вышиваются кресты — так танцоры показывают свою религиозную принадлежность. 

Мужчины танцуют в однотонной рубашке, жилетке и в широких шароварах (шируэль), которые заправляются в высокие сапоги. На голову одевается красная шапочка-тарбуш или особым образом повязывается платок.  

У женщин костюм более яркий, сложный и разнообразный. Это может быть и заимствование мужской одежды; юбка, шаровары или длинный халат; блузка с жилеткой или кафтан средней (или чуть ниже) длины; передник. На рукава могут пришиваться маленькие платочки, а на голову обязательно повязывается платок. Женщины танцуют либо в сапогах, либо в туфлях на маленьком каблучке.  Также существует и некое подобие пояса.  

 

Ничто так не отражает культуру народа, как его танцы, а дабка живет в самой душе ливанцев. Даже современная молодежь Бейрута в привычных всем джинсах и кроссовках, взявшись за руки под гремящий ритм диджея, любит исполнять свой национальный танец на самых настоящих дабке-вечернинках в ночных клубах. 

 

Текст:  Гришина Юлия