Пластический спектакль «Части тела»

размещено в: STAGE | 0

6 ноября  на сцене Культурного центра ЗИЛ Boroditsky Dennis Dance Company и театр «Трикстер» представили  совместный проект – пластический спектакль «Части тела».

Части тела, Денис Бородицкий, Дозадо

 

Название спектакля может вначале дезориентировать зрителя, наводя на множество догадок о его содержании. По словам режиссера Вячеслава Игнатова «Части тела» основано на проведенной Блез Паскалем параллели между обществом и телом: «В спектакле мы говорим об истории человека и человечества как об организме, где каждое происшествие есть часть его тела. Историческое событие или сам человек в общей истории может являться пальцем или ногой для всего организма. А для того,  чтобы все тело существовало в гармонии, каждая деталь должна обладать своей волей, но существовать ради общей цели, общего блага».

Части тела, Денис Бородицкий, Дозадо

Четыре истории, рассказанные как одна. Разные характеры. Разный опыт. Разное восприятие. Поначалу отдельные личности в процессе становятся героями, как может показаться, одной общей истории. Но она не общая, каждый в ней не зависит от другого, каждый живет в своем мире, со своей версией прошлых событий, каждый обозначает свою индивидуальность и ставит ее на расстоянии от другого. Близость героев только сюжетная. Они несут свой чемодан нажитого опыта, который никак не получается откинуть. Незакрытое прошлое здесь, в прямом смысле, тащится за героями в настоящее и визуализируется на сцене в виде теней. Тени прошлого появляются несколько раз в течение всего действия, рассказывая о событиях из жизни, оказавших влияние на судьбу героев. Тени привносят сюрреализм, они такие же порой нечеткие и расплывающиеся, как и наши воспоминания. Сложно уложить такую задумку в часовой лимит, поэтому спектакль получился несколько скомканным. Хотя, учитывая, что это пластический спектакль, без диалогов, с минимальным количеством описательного текста, то, при существенном увеличении времени, привыкший к формату вербального повествования зритель мог бы заскучать. Были и небольшие технические недочеты, но это не испортило общего впечатления от спектакля.

Части тела, Денис Бородицкий, Дозадо

Говоря о танцевальной части, следует отметить, что из четырех действующих лиц танцовщиками являются только двое – это устанавливает определенный уровень для общей хореографии. В постановке участвуют и режиссер, и хореограф. На сцене и за сценой они руководят танцем и актерской игрой, не перебивая друг друга и не перетягивая на себя полотна (в прямом и переносном смыслах). Мягкие и даже бережные движения при работе с полотнами, показывают аккуратное слияние пластического и драматического, и тем самым обыгрывают отношения между героями: подчеркивают спокойную принимающую женственность героини Ксении Бабинцевой и отношение к ней двух борющихся между собой мужчин. Дуэт Дениса и Ксении вышел нежным и чувственным, с холодным оттенком пренебрежения, с одной стороны, и жертвенности с другой. А сцена с тенями частей тела уже стала визитной карточкой спектакля.

Части тела, Денис Бородицкий, Дозадо

Отдельно хочется отметить использование в спектакле музыки Алексея Айги, которая преображает все, с чем взаимодействует. Актеры Вячеслав и Мария задают игривый тон, из-за которого весь спектакль балансирует на грани между детской беззаботностью и взрослой серьезностью. Несмотря на сложную экзистенциальную тему, актеры позволяют себе баловаться на сцене, порой заигрывая со зрителем, благодаря чему спектакль не лишен юмора, как в сцене с боксерским поединком, стилизованным под борьбу цирковых атлетов в немом кино, так и некоторых неожиданных моментов, когда я уже приготовилась ловить чемодан. Герои с энтузиазмом показывают и с интересом разглядывают содержимое чемоданов, кто-то бравирует, показывая, каким он был, кто-то грустит, вспоминая неудачи, кто-то придается светлой ностальгии по детству, не осознавая, что это все в прошлом и есть только сейчас, которое определяет будущее в большей степени чем прошлое. Они не видят ни полной картины, ни себя со стороны. Но видим мы, у нас есть такая возможность.

Кто-то обратит внимание в спектакле на романтические истории, кто-то в очередной раз удивится витиеватости жизненных путей, кто-то будет восторгаться игрой теней. У этого спектакля есть одна особенность: несмотря на взятую за основу философскую тему он одинаково не разочарует и тех, кто пришел провести хорошо вечер и не собирается впадать в философские размышления, и тех, кто только и ищет повод, чтобы пуститься в глубины смысла бытия.

Текст: Ирина Балинова

Фото: Юлия Осипенко

Оставить ответ