В рамках фестиваля «Context. Диана Вишнёва» прошел мастер-класс известного американского хореографа Алонсо Кинга – основателя балетной труппы Alonzo King Lines Ballet, являющейся одной из самых ярких современных танцевальных компаний. Сотрудничая с известными композиторами, музыкантами и художниками со всего мира, Алонсо создает произведения, которые основываются на вековых культурных традициях, наполняющих классический балет новыми выразительными средствами.
Двухчасовой мастер-класс пролетел незаметно. Вся сцена Гоголь-центра была занята профессиональными танцовщиками, желающими понять идеологию, которую привносит в танец Алонсо.
Какой стиль танца Вы давали на мастер-классе?
Алонсо Кинг: Это не стиль и не обычная репетиция. Я просто смотрю на людей, которые ко мне пришли и делаю всё возможное, чтобы они раскрылись, пытаюсь заставить их выйти из своей скорлупы, применяя разные методы.
Показывая небольшую танцевальную комбинацию, основанную на движениях классического балета, Алонсо первым делом обратил внимание, насколько все танцовщики боятся сделать что-нибудь не так, забывая о том, что в пластику своего тела они должны вкладывать глубокий смысл, который идет изнутри, из души. Замечания по ходу занятия были практически всё время одинаковыми: «Не смотрите на людей вокруг, не пытайтесь сделать что-то для меня. Чувствуйте. Я как режиссер предлагаю вам одно, а вы, как мастера своего дела, должны из вам предложенного создать шедевр»
Сергей Провоторов, преподаватель танца модерн:
«Я пришел сюда с целью побыть учеником, и не зря пришел. Первое, что мне понравилось на уроке, большую часть мы не работали под музыку, которая навязывала бы всё равно какую-то свою музыкальную ритмику. Здесь было больше выстроено для персонального понимания танца каждого из пришедших учеников. Не было никакого яркого физического присутствия учителя (он практически всё время сидел на стуле, жестикулировал и доносил информацию), и было полное присутствие учеников.»
Музыка заиграла только в самом конце мастер-класса. А до этого все задания были направлены на то, чтобы каждый понял, что он из себя представляет, не только как танцовщик, но и как личность со своим мироощущением. Очень простая просьба — стать в любую интересную и удобную позу — показала, насколько все разные. Сложнее было повторить эти позы, когда Алонсо выбрал 6 человек и поручил в точности скопировать их пластику. Сюрприз ждал позже. Эти позы нужно было станцевать. Но и на этом не закончилась провокация: «Повторите эти позы два раза, всего 12 положений необходимо выполнить за 4 счета». Вот тут речь пошла уже о физической работе тела. Хореограф поначалу даже посмеялся: «А в России знают, что такое «работать в полную ногу»? Вы не сможете принять новое, не отказавшись от старого понимания».
Чего нашим ребятам не хватает в танце?
Алонсо Кинг: Я не вправе делать выводы. Люди часто забывают, что нас балету научили русские. И только, когда Америка почувствовала себя уверено в технике, мы начали свою собственную систему подготовки танцовщиков. Я очень люблю танцовщиков, для них язык – это движения. Восхищаюсь, что они идут против течения, ведь они могли бы стать юристами, докторами, но они сделали выбор — двигаться. По большей части мы живем в капиталистической модели, где всё время хотим получать проценты за свои инвестиции, но в танце – это часто просто отдача, ты отдаешь себя движению полностью.
Сергей Проворотов: Мне всё понравилось, такое ощущение, что мастер-класс был именно для меня. Когда Алонсо вывел меня и сказал: «Сделай сейчас», это было именно тем, чего я больше всего не хотел делать. Я прям чувствовал, что вроде бы устал, потерял фокус. Он это заметил и предложил на сцене, перед всеми, перед софитами (смеется) воспроизвести материал. И я должен был его сделать, но не хотел. Это те страхи, о которых он говорил. Сначала мне было комфортно в своих «батман тандю» и «плие». Но, когда я действительно снял их с себя, остался «нагим», вот это была встреча! Она была интересной. Импровизация – это наше всё. Мы всё время делаем акцент на форме, которую действительно хорошо прорабатывали и прорабатываем в русской классической школе. А Алонсо указывал на «состояние себя в форме», и что одно от другого нельзя отделять.
Последние 10 минут играла лиричная музыка. Казалось, она совершенно не вписывается в ту постановку, которая создавалась на протяжении всего мастер-класса. Но танцовщики уже настолько погрузились в мир, созданный собственными ощущениями, что музыка сама подстроилась под их хореографию; и каждый в танце рассказал историю, которой хотел поделиться.
Алонсо Кинг: Я не делю танцы на стили; я думаю про танец, который забирает самое сердце, который истинен. И для меня антоним – это внешний поверхностный танец. Есть только две категории, независимо от названия стиля: это либо истинное движение, либо – неправда.
Текст: Наталия Константинова
Фото: предоставлены Context 2016
Добавить комментарий