С 10 по 12 июня в Инновационном центре Калуги состоялась третья Всероссийская конференция по современной хореографии «Code: провинции». Тема 2022 года: «Алгоритм продвижения современного танца».
Исследователь современного танца Екатерина Васенина рассказала о том, что продюсер в российском современном танце выступает скорее куратором творческого процесса на примере продюсеров-самовыдвиженцев 1990-х годов. Продюсер, основатель центра поддержки ART.лифт Павел Шевченко рассказал о продюсировании негосударственных танцевальных трупп и их спектаклей в России. Продюсеры творческого проекта «Ради света» Мария Францева и Яна Вишневская рассказали о создании фильмов на Ольхоне, их доклад назывался «Ландшафт как импульс для создания кинотанца».
10 июня состоялся показ фильмов в жанре кинотанец: триптих по мотивам Босха «Баюшки» режиссера Анны Ушаннка, «Сад земных наслаждений» Маро Микоян, «Эдем» Анастасии Лоншаковой – фильмы, сделанные на арт-резиденции «Ради света» на Байкале в 2021 году.
Режиссер Тимофей Жалнин сделал доклад на тему «Кинотанец – пространственное мышление» и представил свои фильмы в жанре кинотанец: « F5», «Двое» и «Аквариус». Хореограф и педагог Екатерина Стегний совместно с медиахудожницей Ольгой Крамской сделали доклад на тему «Исследование российского современного танца в киноформате» и представили документальный фильм Conmunity о калужском Инновационном театре балета.
На следующий день Екатерина Стегний поделилась опытом создания образовательной программы «Художник современного танца на практике», которую она разрабатывает уже более 10 лет, а также опытом создания учебной программы для отделения современного танца в московском хореографическом училище при театра танца «Гжель».
Создательницы театра танца «Фора» Юлия Лепинских и Алена Захезина поделились опытом развития независимого танцевального театра – «Форе» уже более 20 лет и их состав остается неизменным все это время. Продюсер компании современного танца Libertatem Мария Герцберг рассказала об опыте управления психоэмоциональным состоянием в ситуациях стресса, неопределенности и изменений. Арт-директор фестиваля «На грани» Лариса Барыкина поразмышляла о том, что фестиваль в каком качестве может быть универсальной институцией продвижения и развития современного танца. Экс-солист Большого театра, генеральный директор и продюсер компании MuzArts Юрий Баранов, сотрудничающий со Светланой Захаровой, Ольгой Смирновой, Уэйном Макгрегором, Сиди Ларби Шеркауи, Алексеем Ратманским, Соль Леон, прочел два доклада: «Идея как мотивация путей реализации проекта» и «Копродукция как опыт работы с западными партнерами».
Начальник отдела перспетивного планирования и спецпроектов Большого театра, арт-директор и генеральный продюсер фестиваля DanceInversion Ирина Черномурова рассказала об истории фестиваля DanceInversion, а Ольга Перевезенцева, театральный продюсер и переводчик, подробно описала пошаговую схему заполнения заявки на грант. Музыкальный критик Екатерина Беляева рассказала о тенденциях балетно-танцевального сезона 2021-2022, а исследователь современного танца Светлана Улановская – о междисциплинарных практиках в белорусском современном танце. Доцент кафедры режиссуры балета петербургской консерватории Мария Дудина с помощницей Ульяной Пономаренко рассказали о своем опыте создания программы бакалавриата «Искусство современного танца», а руководитель театрального агентства MM Artline Маргарита Мойжес подытожила в зуме конференцию докладом о международном и российском рынке современного танца.
Вечером участники конференции и все заинтересованные калужане (вход на показ был свободный) смотрели спектакль петербургского проекта Ксении Михеевой «Место, которого не было» (продюсер Павел Шевченко). Четверо мужчин и одна женщина (Михеева Ксения, Маркелов Никита, Челидзе Александр, Пономарев Александр, Дидин Ярослав) своей суперизощренной телесной техникой создали пространство, где человек обрёл парадоксальную свободу пластического самовыражения, но при этом остался без права на голос. Душно и красиво одновременно, и на грани невыносимости: мы очень хороши собой, умеем себя преподнести в нужном ракурсе, набрали технику, выразительны, но нам нечем выражать – мы потеряли, отдали, делегировали свое право голоса. Эта оглушающая немота особенно драматична на сегодняшней танцевальной сцене, когда танцовщики стали много говорить, петь, вообще активно подключать речевой аппарат к созданию сценического образа.
«Место…» говорит о болевом: а российский современный танец текущих 30 лет вообще начинал говорить о важном для всех, ставить не только интимно-личные, но и большие вопросы, формулировать общественно-политические темы, хотя бы пытался? Сцена завешана свисающими с динамических планшетов микрофонами: они раскачиваются, как дубинки, как инфантильно использованные и надкусанные плоды просвещения. На сцену льется много человеческого пота, свет от мощных софитов почти невыносим, кого-то оттаскивают за кулисы после драки за отключенный микрофон… Что нам принес этот сизифов труд? Было ли у нас это место – ответственно понятые свободные формы танца, и что на этом месте выросло? Не ручаюсь, что заданные здесь вопросы ставились авторами спектакля (хореограф-постановщик Ксения Михеева, танцдраматург Александр Любашин), это, конечно, моя зрительская интерпретация.
Еще один независимый танцевальный проект «Солянка» (Краснодар) показал спектакль «Лилит», сделанный хореографами Анной Щеклеиной и Марией Николаевой в исполнении Полины Глухих. Галерея женских образов начиная от типологической Лилит и далее со многими остановками (Жанна Д’Арк, Кармен, Мэрилин Монро), решенными яркими гротескными пластическими образами и текучими состояниями разного женского, воплощена одной внешне субтильной и энергетически сильной танцовщицей Полиной Глухих, умеющей харизматично увеличиваться на сцене в разы по сравнению со своим реальным почти детским размером. Анна Щеклеина в статье Светланы Улановской «Танцевальная социализация» для альманаха «Open Look Фокус Россия 2020» говорит: «Прочувствуйте, сколько игры, радости, любви, сложности, активности, правды, полноты жизни в социально непривлекательных проявлениях женской природы».
Женские образы в исполнении Полины Глухих запоминаются бесстыдством и бунтарством в сочетании с детскостью и хрупкостью. Это скорее не феминистский манифест, а призыв видеть и признавать не только привлекательные стороны женской сущности. В начале спектакля звучит фонограмма франкоязычного араба Бахара Мар-Халифа: электронно обработанный гортанный мужской голос на ломаном французском читает письмо своей возлюбленной, он описывает сложность принятия ее противоречивой натуры, бешенство и ревность, притяжение и свое стремление сбежать. Это желание освободиться и одновременно запутаться в волосах навсегда знает каждый, кто любил, и пластические монологи разных женских образов в «Лилит», по-моему, помогают осознанному диалогу, не снижая градус страсти.
…Создать свой вариант платформы современного танца для продюсеров и практиков российского современного танца в Калуге – отличная амбициозная цель, востребованная сообществом. Инновационный культурный центр двигается к ней, в том числе продуманными программами конференций и качеством реализации заявленных проектов.
Текст: Екатерина Васенина