Юбилейный фестиваль Context. Diana Vishneva. Вечер перформансов

размещено в: STAGE | 0

Автор Юлия Рязанова

10-й юбилейный год для фестиваля Context. Diana Vishneva стал совсем иным.

Первые годы фестиваль приглашал известные танцевальные компании и артистов современного танца. Позже возник конкурс молодых хореографов. Затем появились проекты с финалистами этого конкурса. Пандемия внесла свои коррективы, и участие зарубежных трупп значительно уменьшилось. Зато больше внимания уделялось созданию спектаклей специально для фестиваля, в основном силами отечественных хореографов и исполнителей. В прошлом сезоне опробовали проекты в музеях и арт-пространстве, а также показали перфомансы.

В этом году в программе только российские хореографы. И дело даже не в современных условиях, к этому вела линия развития фестиваля предыдущих лет.

Для фестиваля создали танцевальную труппу — с ней уже поработали несколько российских хореографов над спектаклем «Материя». Ещё три работы показали в октябре. В рамках фестиваля прошла образовательная программа для профессионалов (танцевальная критика, свет, мастер-классы для исполнителей) и обычных зрителей.

ВЕЧЕР … П Е Р Ф О Р М А Н С О В #Context.10

В этом году перфомансы составили целую программу вечера — 5 работ показали в трёх разных пространствах. Во время действия зрители могли перемещаться из помещения в помещение.

Сразу заметим, что постановки контрастировали между собой и не вели по какой-то единой траектории зрителя, хотя и была заявлена тема «жизнь человека». Объединяла их идея включения зрителей в процесс перфоманса.

Переписку двух подруг в Телеграмме Лилия Бурдинская и Виктория Максакова («Ничего не пропадает») трансформировали в классический перфоманс с голосом и метрами пленки. Эта пленка разматывалась, опутывала, собиралась в «снежный ком» или единое целое.

Статичная и лично-камерная, несмотря на четырех исполнителей, история о хрупкости тела (и не только) Андрея Короленко («Хрупкое») контрастировала с брутальными мужскими «играми» в стилистике брэйк-данса Александра Фролова («Не ной»). Идея использовать маски животных, чтобы дополнительно показать разные душевные состояния мужчины и желание играть в опасные игры вполне имеет место быть. Но пока лучший спектакль на эту тему лично для меня — «Пижамная вечеринка» Андрея Кайдановского.

Завершала вечер постановка Анны Щеклеиной «Внимание». Артисты Театра танца «Нога» (г. Омск) с огромной отдачей и энергией провели перфоманс. Они старались включить в процесс зрителей, предложив им сделать простые действия (чем вызвали у части зала легкое замешательство). Идея с вниманием к человеку и его разным состояниям вполне прочитывалась не только по надписям на майках исполнителей, но и по их пластике. Однако, громкая и агрессивная музыка в какой-то момент начинала утягивать внимание на себя и утомлять, несмотря на энергию танцовщиков.

Личным фаворитом вечера стала работа Марии и Елизаветы Жуковых «Du(o)ality» о двойственной природе человека. Она была первой и стала камертоном глубины и созерцания.

В завораживающей графике длинных, со шлейфом, красных юбок сконцентрировалась магия движения. Если вначале они сплетали танцовщиц в единое целое, то дальше трансформации ткани и пластики обозначали новую форму и новый способ существования личности. Что-то барочное сквозило в этом современном перфомансе. То ли эстетика постановки, то ли капризный излом формы. И когда в конце прозвучали фрагменты барочной музыки, словно через призму звучания нашего времени, всё встало на свои места. Не показалось.

«DU(O)ALITY»
фото — Мария Хуторцева

Был какой-то гипноз в танце двух сестёр, похожих и очень разных в своей пластике одновременно. Хотелось бесконечно следить за развёртываниями материи, трансформации юбок, освобождения от них и облачения в ткань вновь.

Отдельная история перфоманса — свет. Контровой и приглушенно алый он сразу ещё вначале погружал в графику контуров и очерченных линий. И всё действо световая партитура была ещё одним участником истории, выхватывая для зрителя одни движения и уводя в тень другие.

«DU(O)ALITY»
фото — Мария Хуторцева

Поймала себя на мысли, что хотела бы ещё раз посмотреть эту работу. Вне всего остального, чтобы сосредоточиться на её смыслах и настроении, оказавшимся таким созвучным.

Автор
Юлия Рязанова

© Dozado 2022