14-15 марта 2020 года в Калуге в Инновационном Культурном Центре (ИКЦ) состоялась первая Всероссийская конференция «Развитие современного танца в регионах».
![](http://dozado.ru/wp-content/uploads/2020/03/фото-0000-186-1024x766.jpg)
«Развитие современного танца в регионах», г. Калуга
Как это получилось? Артистка труппы Инновационный театр балета Лариса Монжалей летом 2019 года на фестивале «Таврида-АРТ» представила проект — «Code: Провинции», где рассказала об идее объединить хореографию, медиа искусство и театр. Защищать проект приехала вся команда и смогла убедить жюри, грант ребята получили. Наше предположение такое: задумка проекта — синтез танца и современных технологий — очень связана с местом, где базируется Инновационный театр балета, но об этом чуть позже. Кульминацией проекта «Code: Провинции» должна стать предстоящая летняя премьера интерактивного спектакля с использованием таких инновационных инструментов, как сенсорные датчики, кинетические камеры и видеопроекции. И также в рамках проекта была запланирована мартовская конференция, чтобы танцевальное сообщество из разных уголков нашей страны могло встретиться на одной территории, обменяться идеями и обсудить вопросы, как сегодня развивается современный танец на российских просторах.
Эта прекрасная идея просто не могла не найти отклика: мы тут точно оказались не случайно! На конференцию в город Калуга приехали участники из Белоруссии, Казани, Воронежа, Томска, Сарова, Москвы.
Потому что «CODE: провинции» — это очень важный для всех нас код!
![](http://dozado.ru/wp-content/uploads/2020/03/фото-0000-44-1024x683.jpg)
Наша Dance Экспедиция (специальный проект Dozado) всегда испытывает невероятное воодушевление, когда готовится к новому путешествию. Мы знакомимся не только с реальными героями, кто увлечен танцем и находит возможности организовывать в своём городе танцевальные события, но также можем наблюдать за ритмом, атмосферой и настроением городов и фиксировать (пока только на воображаемой танцевальной карте России) культурный слой/след современного танца.
Как нас встретила Калуга?
Без преувеличений — очень гостеприимно. Сперва участникам, которые прибывали к началу конференции в разное время, команда волонтеров проводила небольшую экскурсию. Нас до ИКЦ провожал Иван Тулупеев, учащийся 11-го класса, который мечтает стать журналистом. От него мы узнали, чем известен город (здесь жил и работал русский ученый Циолковский, создан один из лучших музеев отечественной Космонавтики). Калуга — довольно большой, современный и активный город. По улице Гоголя, название которой, кстати, не менялось со времен революции, через парк Циолковского мы дошли до Инновационного Культурного Центра.
![](http://dozado.ru/wp-content/uploads/2020/03/8f0fea11b051c24-1024x681.jpg)
ИКЦ, как рассказала нам Ксения Голыжбина (одна из руководителей труппы театра), — это пилотный государственный проект. Дело в том, что Калуга стала одним из трёх городов, где успели построить такие образовательные инновационные культурные центры. Сейчас, к сожалению, проект заморожен. Это не просто традиционные дома культуры на современный лад, это уникальные пространства, где созданы все условия для экспериментов и поиска новых форм в искусстве. И современному танцу живётся здесь хорошо. Как поделились с нами артисты труппы: для них эта площадка — возможность профессионального роста и свободного творчества. В основе постановок — совершенно разные истории, принципы их воплощения, порой кардинально отличающиеся. А исполняет всё одна труппа. Но мы-то с вами уже знаем, как любят учиться эти ребята, значит, такие задачи им по силам.
На презентации
«Медиа-технологии в современной хореографии»На презентации
«Медиа-технологии в современной хореографии»
![](http://dozado.ru/wp-content/uploads/2020/03/фото-0000-135-1024x683.jpg)
И мы имели возможность ещё раз убедиться в профессионализме труппы, когда в конце первого дня конференции побывали на спектакле «Список Ксении» (балетмейстер-постановщик Ксения Голыжбина). Постановка состоит из 8 сцен, рассказывающих о жизни Ксении Петербургской, начиная с её счастливого супружества до отречения от мирской жизни и смерти. Было интересно наблюдать, как за множественностью чувств и поступков героини угадывалось что-то незримое. Но именно это нечто неуловимое ясно осознаётся нами в финале, то, что остаётся как мысль, убеждение, а не только рассказанный сюжет. Наверное, это мы больше всего и ценим в русском психологическом театре.
![](http://dozado.ru/wp-content/uploads/2020/03/фото-0000-225-683x1024.jpg)
руководитель Инновационного театра балета, г. Калуга
Сценическое пространство, где проходил спектакль, находилось в самом ИКЦ на первом этаже. Свет, звук, техническое обеспечение, но ещё больше хочется отметить местную публику, кстати говоря, довольно молодую. Мы давно задумываемся над темой — какие они современные зрители, поклонники, фанаты. Цветы и долгие овации калужан своим артистам нас удивили и оставили очень теплые чувства.
Вот, почему мы так хотели услышать от спикеров конференции ответ на свой вопрос: зачем нужны и важны постановки, созданные местными хореографами и режиссерами. Честно скажем, ответа, который нас бы устроил, мы пока не услышали. Но кто ищет, тот найдёт! Мы уверены, что развитие современного танца проявится в новаторстве хореографических идей, созданных в самобытных условиях.
Татьяна Николаева,
команда организаторов конференции
В этой связи, с нашими размышлениями, кажется, перекликалось выступление Анастасии Прошутинской (куратор современного танца), которая рассказала про московский опыт создания танцевальных проектов, в частности Культурного центра ЗИЛ. Да, Москва — это по сути такой же регион, со своими особенностями и спецификой.
![](http://dozado.ru/wp-content/uploads/2020/03/фото-0000-145-1024x683.jpg)
![](http://dozado.ru/wp-content/uploads/2020/03/фото-0000-123-1024x683.jpg)
Светлана Улановская (исследователь современного танца, лектор, преподаватель) рассказала о танцевальных коллективах, танцовщиках и хореографах из Белоруссии. Во время её выступления возникло небольшое обсуждение: где, на каких площадках, открываются новые имена танцовщиков? Благодаря участию в известных международных фестивалях или это происходит на локальных платформах, как говорится в родных стенах, а дальше большое профессиональное путешествие артиста.
![](http://dozado.ru/wp-content/uploads/2020/03/фото-0000-125-1024x683.jpg)
![](http://dozado.ru/wp-content/uploads/2020/03/фото-0000-129-1024x683.jpg)
Про танцевальный опыт в режимных объектах (закрытых городах) нам поведала Ольга Белошицкая (танцовщица, импровизатор, основательница в городе Саров театра современного танца «Кислород»). Из зала прозвучал вопрос: а как найти себя, точнее, возможности для творческой самореализации в довольно ограниченных предлагаемых обстоятельствах? Долгих объяснений искать не пришлось, ответ заключался в личности самого спикера — Ольги, человека невероятно увлеченного современным танцем, и не упускающей любую возможность учиться у своих коллег. Тогда уверенно можно отсеивать ненужное и концентрироваться на любимом деле.
![](http://dozado.ru/wp-content/uploads/2020/03/фото-0000-8-1024x683.jpg)
танцовщица, импровизатор, основательница театра современного танца «Кислород»
![](http://dozado.ru/wp-content/uploads/2020/03/фото-0000-124-1024x683.jpg)
Лейтмотивом эта тема звучала и в выступлении Елены Беляевой (директора камерного балета «Пантера»). Елена рассказала аудитории о том, какие проекты удаётся сегодня реализовывать в Казани, какие умения и навыки нужны людям танцевального мира, чтобы управлять собственной танцевальной компанией. В финале, у свободного микрофона, Елена предложила тему уже для следующей встречи, которую можно было бы также вместе обсудить и поделиться опытом. Эта тема про власть и танец: как взаимодействовать с органами власти, чтобы диалог состоялся и мы научились друг друга понимать.
![](http://dozado.ru/wp-content/uploads/2020/03/фото-0000-175-1024x683.jpg)
![](http://dozado.ru/wp-content/uploads/2020/03/фото-0000-133-1-1024x683.jpg)
Выступление Дарьи Плоховой (танцовщицы, хореографа, преподавателя и соучредителя танцевального кооператива «Айседорино горе» ), можно сказать, стало своеобразным перформансом во время конференции. Это тот самый случай, когда постановка темы становится для аудитории провокацией: мы собрались здесь с вами поговорить о специфике развития современного танца в регионах, а есть ли она? Вопросов к Дарье из зала было море! Как спикер, она смогла раскочегарить аудиторию на обсуждение непростых тем, которые для многих, возможно, находятся где-то в поле компромисса в творчестве. Но нет, не для того мы собрались, чтобы сглаживать острые углы. Так-то!
танцовщица, хореограф, соучредитель танцевального кооператива «Айседорино горе»
Вероника Чернышева (создатель и руководитель проекта «Про Движение», куратор франко-российского проекта dansePlatForma»), Дина Хусейн (куратор I Съезда современного танца), Алиса Чеботарева (танцевальный продюсер) рассказали о проектах, которые они запланировали на предстоящий год, в чём их особенность, новаторство, специфика и профессиональная поддержка для танцевального сообщества, как можно к ним присоединиться и принять участие.
Вероника Чернышева Дина Хусейн Алиса Чеботраева
Среди зрителей, которые могли слушать конференцию в том числе и по online трансляции (благодаря Dancehelp), оказался фотограф Владимир Луповской. Он обратил внимание на тот факт, что среди спикеров оказались исследователи, танцовщики, хореографы, продюсеры, руководители танцевальных компаний и крупных интернет-проектов, а также представители профильных СМИ и танцевальные критики, что дало возможность всем посмотреть на ландшафт российского современного танца с разных сторон.
Елена Панасенко (руководитель крупнейшего образовательного проекта Dancehelp.ru) рассказала о том, какие сегодня программы и платформы создаются дружной командой dancehelp для обучения, развития и профессиональной поддержки танцовщиков, преподавателей, руководителей танцевальных школ и компаний.
![](http://dozado.ru/wp-content/uploads/2020/03/фото-0000-219-1024x683.jpg)
Вероника Чернышева, создатель и руководитель проекта «Про Движение» Елена Панасенко, руководитель проекта Dancehelp.ru
Анна Гордеева (критик, журналист, эксперт фестиваля «Золотая Маска») поделилась своим мнением о том, чего не хватает региональным театрам при выдвижении своих работ на премию «Золотая Маска». Кстати, если уж говорить о недостатках, которые так или иначе упоминались разными спикерами, то среди них прозвучали и такие: неумение танцовщиков формировать своё портфолио, давать текстовое описание собственным постановкам. А мы отдельно поинтересовались у Анны насчет приглашенных со стороны хореографов для постановок в региональные театры (часто из столиц или уже известных). Она считает, что это не является проблемой, скорее наоборот, обогащает опыт местных танцевальных трупп.
![](http://dozado.ru/wp-content/uploads/2020/03/фото-0000-197-1024x683.jpg)
![](http://dozado.ru/wp-content/uploads/2020/03/фото-0000-36-1024x683.jpg)
И я там был, мёд-пиво пил. Имеется в виду, наш журнал также с большим интересом принял участие в конференции. Светлана Польская (Dozado dance magazine) рассказала о том, какую коммуникативную роль танцевальные СМИ выполняют сегодня между танцовщиком/хореографом и зрителем, и какая функция сохранилась всё-таки строго за СМИ в мире невероятных открывшихся информационных возможностей для любого человека.
А ещё невозможно не рассказать, и, главное, не показать, как в рамках конференции состоялись мастер-класс, а также выступление в числе спикеров, Алексея Нарутто (танцовщика современной труппы театра «Балет Москва»). Фотографии Валентина Мельника (официального фотографа ИКЦ) просто фантастические. Смотрите сами:
![](http://dozado.ru/wp-content/uploads/2020/03/фото-0000-76-1024x683.jpg)
![](http://dozado.ru/wp-content/uploads/2020/03/фото-0000-81-1024x683.jpg)
![](http://dozado.ru/wp-content/uploads/2020/03/фото-0000-109-683x1024.jpg)
![](http://dozado.ru/wp-content/uploads/2020/03/фото-0000-1-1024x683.jpg)
![](http://dozado.ru/wp-content/uploads/2020/03/фото-0000-71-1024x683.jpg)
![](http://dozado.ru/wp-content/uploads/2020/03/фото-0000-108-1024x683.jpg)
Большая благодарность Екатерине Васениной, модератору конференции «Развитие современного танца в регионах». Думаем, не ошибёмся, если скажем, что всем спикерам и слушателям было абсолютно комфортно, свободно и, что немаловажно, весело общаться. И если подводить некоторый итог нашей дискуссии, мы согласны с Екатериной — за развитием любого дела (границы здесь скорее условность), стоят конкретные люди, именно они определяют и влияют на то, чем живёт и будет жить современный танец в России.
![](http://dozado.ru/wp-content/uploads/2020/03/фото-0000-226-683x1024.jpg)
И всё-таки почувствовать самобытность места, которое аккумулирует энергию своих обитателей, интересно. Не зря же говорят про южный и северный темперамент, где-то новые школы и течения появляются, а где-то нет, почему? Надеемся, конференция, посвященная современном танцу в регионах, станет ежегодным событием. И спасибо гостеприимному Инновационному Культурному Центру города Калуги.
Прослушать выступления всех спикеров конференции вы можете здесь:
#таврида #тавридатанцы #таврида2019 #росмолгрант #росмолодежь #codeпровинции #itb #icc #ИТБ #ИКЦ #kaluga
©текст: Светлана Польская, Dozado, Москва
©фото: Валентин Мельник, ИКЦ, Калуга