14-15 марта 2020 года в Калуге в Инновационном Культурном Центре (ИКЦ) состоялась первая Всероссийская конференция «Развитие современного танца в регионах».
Как это получилось? Артистка труппы Инновационный театр балета Лариса Монжалей летом 2019 года на фестивале «Таврида-АРТ» представила проект — «Code: Провинции», где рассказала об идее объединить хореографию, медиа искусство и театр. Защищать проект приехала вся команда и смогла убедить жюри, грант ребята получили. Наше предположение такое: задумка проекта — синтез танца и современных технологий — очень связана с местом, где базируется Инновационный театр балета, но об этом чуть позже. Кульминацией проекта «Code: Провинции» должна стать предстоящая летняя премьера интерактивного спектакля с использованием таких инновационных инструментов, как сенсорные датчики, кинетические камеры и видеопроекции. И также в рамках проекта была запланирована мартовская конференция, чтобы танцевальное сообщество из разных уголков нашей страны могло встретиться на одной территории, обменяться идеями и обсудить вопросы, как сегодня развивается современный танец на российских просторах.
Эта прекрасная идея просто не могла не найти отклика: мы тут точно оказались не случайно! На конференцию в город Калуга приехали участники из Белоруссии, Казани, Воронежа, Томска, Сарова, Москвы.
Потому что «CODE: провинции» — это очень важный для всех нас код!
Наша Dance Экспедиция (специальный проект Dozado) всегда испытывает невероятное воодушевление, когда готовится к новому путешествию. Мы знакомимся не только с реальными героями, кто увлечен танцем и находит возможности организовывать в своём городе танцевальные события, но также можем наблюдать за ритмом, атмосферой и настроением городов и фиксировать (пока только на воображаемой танцевальной карте России) культурный слой/след современного танца.
Как нас встретила Калуга?
Без преувеличений — очень гостеприимно. Сперва участникам, которые прибывали к началу конференции в разное время, команда волонтеров проводила небольшую экскурсию. Нас до ИКЦ провожал Иван Тулупеев, учащийся 11-го класса, который мечтает стать журналистом. От него мы узнали, чем известен город (здесь жил и работал русский ученый Циолковский, создан один из лучших музеев отечественной Космонавтики). Калуга — довольно большой, современный и активный город. По улице Гоголя, название которой, кстати, не менялось со времен революции, через парк Циолковского мы дошли до Инновационного Культурного Центра.
ИКЦ, как рассказала нам Ксения Голыжбина (одна из руководителей труппы театра), — это пилотный государственный проект. Дело в том, что Калуга стала одним из трёх городов, где успели построить такие образовательные инновационные культурные центры. Сейчас, к сожалению, проект заморожен. Это не просто традиционные дома культуры на современный лад, это уникальные пространства, где созданы все условия для экспериментов и поиска новых форм в искусстве. И современному танцу живётся здесь хорошо. Как поделились с нами артисты труппы: для них эта площадка — возможность профессионального роста и свободного творчества. В основе постановок — совершенно разные истории, принципы их воплощения, порой кардинально отличающиеся. А исполняет всё одна труппа. Но мы-то с вами уже знаем, как любят учиться эти ребята, значит, такие задачи им по силам.
И мы имели возможность ещё раз убедиться в профессионализме труппы, когда в конце первого дня конференции побывали на спектакле «Список Ксении» (балетмейстер-постановщик Ксения Голыжбина). Постановка состоит из 8 сцен, рассказывающих о жизни Ксении Петербургской, начиная с её счастливого супружества до отречения от мирской жизни и смерти. Было интересно наблюдать, как за множественностью чувств и поступков героини угадывалось что-то незримое. Но именно это нечто неуловимое ясно осознаётся нами в финале, то, что остаётся как мысль, убеждение, а не только рассказанный сюжет. Наверное, это мы больше всего и ценим в русском психологическом театре.
руководитель Инновационного театра балета, г. Калуга
Сценическое пространство, где проходил спектакль, находилось в самом ИКЦ на первом этаже. Свет, звук, техническое обеспечение, но ещё больше хочется отметить местную публику, кстати говоря, довольно молодую. Мы давно задумываемся над темой — какие они современные зрители, поклонники, фанаты. Цветы и долгие овации калужан своим артистам нас удивили и оставили очень теплые чувства.
Вот, почему мы так хотели услышать от спикеров конференции ответ на свой вопрос: зачем нужны и важны постановки, созданные местными хореографами и режиссерами. Честно скажем, ответа, который нас бы устроил, мы пока не услышали. Но кто ищет, тот найдёт! Мы уверены, что развитие современного танца проявится в новаторстве хореографических идей, созданных в самобытных условиях.
Татьяна Николаева,
команда организаторов конференции
В этой связи, с нашими размышлениями, кажется, перекликалось выступление Анастасии Прошутинской (куратор современного танца), которая рассказала про московский опыт создания танцевальных проектов, в частности Культурного центра ЗИЛ. Да, Москва — это по сути такой же регион, со своими особенностями и спецификой.
Светлана Улановская (исследователь современного танца, лектор, преподаватель) рассказала о танцевальных коллективах, танцовщиках и хореографах из Белоруссии. Во время её выступления возникло небольшое обсуждение: где, на каких площадках, открываются новые имена танцовщиков? Благодаря участию в известных международных фестивалях или это происходит на локальных платформах, как говорится в родных стенах, а дальше большое профессиональное путешествие артиста.
Про танцевальный опыт в режимных объектах (закрытых городах) нам поведала Ольга Белошицкая (танцовщица, импровизатор, основательница в городе Саров театра современного танца «Кислород»). Из зала прозвучал вопрос: а как найти себя, точнее, возможности для творческой самореализации в довольно ограниченных предлагаемых обстоятельствах? Долгих объяснений искать не пришлось, ответ заключался в личности самого спикера — Ольги, человека невероятно увлеченного современным танцем, и не упускающей любую возможность учиться у своих коллег. Тогда уверенно можно отсеивать ненужное и концентрироваться на любимом деле.
танцовщица, импровизатор, основательница театра современного танца «Кислород»
Лейтмотивом эта тема звучала и в выступлении Елены Беляевой (директора камерного балета «Пантера»). Елена рассказала аудитории о том, какие проекты удаётся сегодня реализовывать в Казани, какие умения и навыки нужны людям танцевального мира, чтобы управлять собственной танцевальной компанией. В финале, у свободного микрофона, Елена предложила тему уже для следующей встречи, которую можно было бы также вместе обсудить и поделиться опытом. Эта тема про власть и танец: как взаимодействовать с органами власти, чтобы диалог состоялся и мы научились друг друга понимать.
Выступление Дарьи Плоховой (танцовщицы, хореографа, преподавателя и соучредителя танцевального кооператива «Айседорино горе» ), можно сказать, стало своеобразным перформансом во время конференции. Это тот самый случай, когда постановка темы становится для аудитории провокацией: мы собрались здесь с вами поговорить о специфике развития современного танца в регионах, а есть ли она? Вопросов к Дарье из зала было море! Как спикер, она смогла раскочегарить аудиторию на обсуждение непростых тем, которые для многих, возможно, находятся где-то в поле компромисса в творчестве. Но нет, не для того мы собрались, чтобы сглаживать острые углы. Так-то!
танцовщица, хореограф, соучредитель танцевального кооператива «Айседорино горе»
Вероника Чернышева (создатель и руководитель проекта «Про Движение», куратор франко-российского проекта dansePlatForma»), Дина Хусейн (куратор I Съезда современного танца), Алиса Чеботарева (танцевальный продюсер) рассказали о проектах, которые они запланировали на предстоящий год, в чём их особенность, новаторство, специфика и профессиональная поддержка для танцевального сообщества, как можно к ним присоединиться и принять участие.
Вероника Чернышева Дина Хусейн Алиса Чеботраева
Среди зрителей, которые могли слушать конференцию в том числе и по online трансляции (благодаря Dancehelp), оказался фотограф Владимир Луповской. Он обратил внимание на тот факт, что среди спикеров оказались исследователи, танцовщики, хореографы, продюсеры, руководители танцевальных компаний и крупных интернет-проектов, а также представители профильных СМИ и танцевальные критики, что дало возможность всем посмотреть на ландшафт российского современного танца с разных сторон.
Елена Панасенко (руководитель крупнейшего образовательного проекта Dancehelp.ru) рассказала о том, какие сегодня программы и платформы создаются дружной командой dancehelp для обучения, развития и профессиональной поддержки танцовщиков, преподавателей, руководителей танцевальных школ и компаний.
Вероника Чернышева, создатель и руководитель проекта «Про Движение» Елена Панасенко, руководитель проекта Dancehelp.ru
Анна Гордеева (критик, журналист, эксперт фестиваля «Золотая Маска») поделилась своим мнением о том, чего не хватает региональным театрам при выдвижении своих работ на премию «Золотая Маска». Кстати, если уж говорить о недостатках, которые так или иначе упоминались разными спикерами, то среди них прозвучали и такие: неумение танцовщиков формировать своё портфолио, давать текстовое описание собственным постановкам. А мы отдельно поинтересовались у Анны насчет приглашенных со стороны хореографов для постановок в региональные театры (часто из столиц или уже известных). Она считает, что это не является проблемой, скорее наоборот, обогащает опыт местных танцевальных трупп.
И я там был, мёд-пиво пил. Имеется в виду, наш журнал также с большим интересом принял участие в конференции. Светлана Польская (Dozado dance magazine) рассказала о том, какую коммуникативную роль танцевальные СМИ выполняют сегодня между танцовщиком/хореографом и зрителем, и какая функция сохранилась всё-таки строго за СМИ в мире невероятных открывшихся информационных возможностей для любого человека.
А ещё невозможно не рассказать, и, главное, не показать, как в рамках конференции состоялись мастер-класс, а также выступление в числе спикеров, Алексея Нарутто (танцовщика современной труппы театра «Балет Москва»). Фотографии Валентина Мельника (официального фотографа ИКЦ) просто фантастические. Смотрите сами:
Большая благодарность Екатерине Васениной, модератору конференции «Развитие современного танца в регионах». Думаем, не ошибёмся, если скажем, что всем спикерам и слушателям было абсолютно комфортно, свободно и, что немаловажно, весело общаться. И если подводить некоторый итог нашей дискуссии, мы согласны с Екатериной — за развитием любого дела (границы здесь скорее условность), стоят конкретные люди, именно они определяют и влияют на то, чем живёт и будет жить современный танец в России.
И всё-таки почувствовать самобытность места, которое аккумулирует энергию своих обитателей, интересно. Не зря же говорят про южный и северный темперамент, где-то новые школы и течения появляются, а где-то нет, почему? Надеемся, конференция, посвященная современном танцу в регионах, станет ежегодным событием. И спасибо гостеприимному Инновационному Культурному Центру города Калуги.
Прослушать выступления всех спикеров конференции вы можете здесь:
#таврида #тавридатанцы #таврида2019 #росмолгрант #росмолодежь #codeпровинции #itb #icc #ИТБ #ИКЦ #kaluga
©текст: Светлана Польская, Dozado, Москва
©фото: Валентин Мельник, ИКЦ, Калуга