Тренды в современном танце на следующее десятилетие.

размещено в: DOZADO LAB, STAGE, ВСЁ, ЭКСПЕРТЫ | 0

По версии американского журнала Dance magazine и российских экспертов.

Когда мы впервые прочитали в январском номере Dance magazine статью «Calling It: The Dance Trends We’re Predicting for the ’20s» («Называя это: танцевальные тренды, которые мы предсказываем на 20-е годы»), наша редакция приободрилась. Нам захотелось принять этот вызов и сделать такую же подборку относительно трендов в российском контексте современного танца.

Наш обзор, конечно, будет отличаться. Вы, наверное, подумали: понятное дело, в Америке богаче история. Там много чего уже происходило, менялось, исчезало и возрождалось снова. Но нет, это не главный для нас аргумент. В первую очередь разница в том, что прогнозы для российского контекста давали эксперты, а не редакция журнала. Имена этих людей вы хорошо знаете, они создатели и руководители известных и значимых танцевальных проектов в России.

Для начала мы подготовили для вас краткий перевод трендов. Их всего 7. Следом вы сможете прочитать нашу версию.

©Dance magazone o1/2020

Тренд №1: Ренессанс чечетки.

Основанием для такого утверждения стали новые имена: начиная с известной танцовщицы Michelle Dorrance, которая сегодня уже не является единственным исполнителем чечетки, задающей моду этому направлению, а также возвращение на сцену Ayodele Casel, танцующей чечетку ещё ярче в свои 40 лет, чем когда-то в молодости. Также редакция журнала упоминает Dormeshia Sumbry-Edwards, демонстрирующую, какой стильной может быть женская чечетка, и, наконец, Caleb Teicher , активно экспериментирующий в этом жанре со звуками и гендерными ролями.

Тренд №2: Разбудить балет.

Споры вокруг утверждения, что хореографию классических балетов не стоит подвергать редакции, ведутся давно. Хранители традиций настаивают, если поменять хотя бы даже одну деталь в хореографии, то как определить, где та граница, на которой остановить эти изменения, не разрушив оригинал. Однако успешный пример Phil Chan and Georgina Pazcoguin’s («Final Bow for Yellowface») показывает, как уважительно к оригиналу можно обновить классический балет. Хотя в России этот тренд, по мнению редакции, скорее всего задержится.

Тренд №3: Появится поколение танцовщиков/ученых.

Хореографы давно сотрудничают с учёными в различных проектах. Но в последнее время мы слышим о большем количестве танцовщиков, которые не только сотрудничают с учеными — они сами работают в науке и высоких технологиях.

Бывшая балерина Цюрихского и Бостонского балетов Merritt Moore, получившая докторскую степень по квантовой физике, собирается стать астронавтом, и вполне может этого добиться. У неё есть несколько сверстников с такими же впечатляющими карьерами. Например, Maya Man, прекрасная танцовщица хип-хопа, а также технолог в компании Google, работала с Bill T. Jones, исследуя, как новые технологии расширяют возможности художественного самовыражения.

В следующем десятилетии, считает Dance magazine, многие виды научных областей будут использовать уникальные знания танцовщиков.

Тренд №4: Танцевальная одежда будет становиться всё более разнообразной.

Некоторые производители уже начали создавать пуанты и трико в различных оттенках кожи, и брендам, которые ещё не предлагают полный спектр «ню», вероятно, придется играть в догонялки. Вскоре мы ожидаем, что размер plus-size станет более доступным. И не удивимся, если появится больше мужских пуантов, как и одежды, разработанной с учётом гендерной нейтральности, для тех, кто не попадает в пары — купальник/розовые колготки или белые футболки/черное трико.

Тренд №5: Акцент на здоровье танцовщиков.

Танцовщики сегодня жаждут знаний о том, как извлечь максимальную пользу из своего тела, и, к счастью, появляется всё больше экспертов в области танцевальной медицины. Десять лет назад, к примеру, если вы искали диетолога с реальным танцевальным бэкграундом, возможности были ограничены. Теперь вы можете найти много тех, кто не только понимает, каким последствиям подвергается тело в танце, но и знает специфику танцевальной культуры.

То, чего мы пока не видим достаточно: охрана психического здоровья танцовщиков. Тем не менее, по мере того, как всё больше людей говорят о психологических последствиях танцевальной карьеры, ожидайте увидеть больше экспертов в этой области.

Тренд №6: Будет больше женщин-лидеров.

Новый проект Dance Data Project намерен поделиться реальной статистикой о том, сколько возможностей лидерства в балете имеют женщины. К сожалению, цифры сейчас выглядят довольно мрачно. Но мы надеемся, что в следующем десятилетии всё больше женщин возьмут на себя обязанности режиссеров и хореографов.

Тренд №7: Больше креативных и интересных танцевальных представлений.

Чем больше людей затягивают соцсети, тем больше они хотят испытать уникальных реальных событий. Даже хотя бы для того, чтобы показать потом это в своём Instagram. Мы рассчитываем увидеть больше танцевальных проектов в музеях, на заводах и в квартирах, более близкого иммерсива и больше интерактивных постановок, а также других способов презентовать танец зрителям, которые не будут больше сидеть молча в театре.

ВЯЧЕСЛАВ НИКОЛАЕВ, команда образовательных проектов Dance Academy Russia

Последнее время мы часто слышим о вступлении в новое десятилетие, особенно от наших коллег и педагогов из США. В этой связи было ожидаемо и интересно ознакомиться с прогнозами Dance Magazine.

Оставим комментарий про консервативность и «крепкий сон» российского балета — соответствующим специалистам. Нам интересно отметить, что большинство прогнозов о дальнейшей трансформации танца напрямую связаны с процессом дальнейшего распространения принципов Contemporary танца: внимание к здоровью и анатомии, коллаборация танца и технологий, выход танца за пределы сцены. Есть ощущение, что мы все это уже переживали в прошедшем десятилетии как в Европе, так и (следом) в России. США между тем имеет свой путь, свои сильные традиции, поэтому от нового десятилетия при всей “неновизне” прогнозов — стоит ждать интересных процессов для всех нас. Чего стоит возрождение классики Бродвея «West Side Story» в Нью-Йорке от Анны Терезы де Кеерсмакер (компания Rosas, Бельгия). Я бы поверил, что из будущего отсчет нового десятилетия для мирового танца будут в полном праве вести с премьеры этой постановки.

«Если обратить внимание на российский контекст, как мы наблюдаем это со стороны образования в современном танце: наше танцевальное сообщество входит в новое десятилетие в как никогда «хорошей форме».

Часть наших коллег встречали Новый год в Коста-Рике, часть — в Индии, где сейчас проходят передовые фестивали по современному танцу. Нередко мы оказываемся на фестивалях по приглашению, по стипендиям, как приглашенные артисты и педагоги или организаторы и кураторы — очевидно, за последнее десятилетие наше сообщество становится всё более желанным участником образовательных и художественных процессов по всему миру. А значит мы проведем новое десятилетие будучи активной и важной частью мирового танцевального сообщества. Привнесем свой вклад во все те процессы, что сейчас так активно прогнозируют.

Остается важным, сказать, что это заслуга всех, кто ежедневно посвящает себя танцу в России и русско-язычных сообществах — много больше, чем только прошедшее десятилетие.

Читайте актуальные новости о событиях и образовательных программах DAR в соцсетях: Вконтакте, Инстаграм

АНАСТАСИЯ ЯЦЕНКО, программный директор фестиваля Context. Diana Vishneva, куратор конкурса молодых хореографов фестиваля.

Отвечу по каждому пункту:

Я пока мало встречаю степ в российских постановках, хотя жаль, это было бы здорово! Надеюсь на мультижанровость и большую свободу постановок. Свободу и в пластическом (физическом) наполнении и в выборе форм и способов выражения идеи.
Сейчас действительно очень большой и открытый рынок фестивалей, классов, воркшопов. Танцовщики и хореографы видят и получают огромное количество информации, надеюсь это будет отражаться в их работах.

Не знаю на счёт главенства женской половины (во главе компаний), но хореографов-девушек много и это отлично!

Я согласна, что поиск материалов, образов и способов их воплощения в костюмах и оформлении постановок растёт и будет расти.

Про классику. Она, конечно, останется неизменно в репертуаре именитых театров, но и они стремятся к обновлению редакций, порой возвращаясь к более старым версиям, которые смотрятся ново в ниши дни. Парадокс. Ставятся также авторские редакции известных классических названий (Лебединое, Баядерка, Жизель, Спящая).

«Хочу отметить жажду как танцовщиков, так и хореографов к творчеству, к любым, самым невероятным возможностям».

Обязательное появление танца (движения) в драматических, оперных и других постановках.
Сюжет всё чаще становится нелинейным, сама история не так важна — это уже не простое отображение действительности, а попытка создать что-то новое, своё. Музыкальная, художественная части — становятся не составными, вспомогательными составляющими для танца, а полноправными «участниками» спектакля наряду с хореографией.

Читайте актуальные новости о событиях Context. Diana Vishneva в соцсетях: Facebook, Инстаграм

ВАДИМ КАСПАРОВ, директор международного фестиваля современного танца OPEN LOOK, Дома танца Каннон Данс  

Какие нас ждут тренды? В чём-то я могу согласиться с американской статьей, в частности, в том, что вероятно всё больше будет появляться как иммерсивных проектов, так и проектов в необычных пространствах – site-specific, в музеях, с картинами, скульптурами. Эта тенденция нарастает, потому что её на самом деле активируют сами музеи. Для них любая активность является дополнительным средством привлечения публики. Выставки — не такое простое дело, их невозможно часто менять. А сделать перформанс в одном зале, в другом, во дворе музея – уверен, эта тенденция будет только развиваться.

Что касается российского танца, думаю, что в танец будет приходить всё больше умных людей. Это я связываю с тем, что есть люди, для которых танец не только пластическое выражение, но ещё некий месседж, посыл, философская мысль. Для них путь перформативного танца открыт, и я вижу, какое большое количество людей туда ринулось. Они видят для себя там перспективы. Можно по-разному к этому относиться, лучше, конечно, чтобы и тело работало и голова.

Про ренессанс степа. Ну скажем так, в Америке он никогда по большому счету и не вымирал, потому что владение техникой tap dance дает возможность получить работу на Бродвее. Для многих людей это возможность хорошего заработка. Для нашей страны я бы не сказал, что это действительно актуальная тема, т.к. у нас просто нет в таком масштабе рынка мюзиклов, как в Америке.

«Я думаю, у нас будет в каком-то смысле определенный ренессанс джазового танца, особенно в образовательных целях. Это я связываю с программой, которую мы сегодня реализуем в Академии танца Бориса Эйфмана, а до этого осуществили с первой труппой Каннон Данс (поколение Анны Озерской, Алисы Панченко, Юлии Крюковой). Это была многослойная подготовка танцовщиков, и начиналась она именно с джазового танца. С мной можно не соглашаться, но я вижу это так: техника джазового танца будет в том или ином варианте возвращаться, потому что для подготовки танцовщика это очень хороший инструментарий».              

Большой интерес к балету сегодня тоже заметен. Об этом свидетельствует количество любительских групп и балетных школ, которые открываются для детей и взрослых. Многим просто нравится заниматься классическим балетом. И эта тенденция также будет расти.  

Если говорить про Европу, здесь понять тенденции сложнее. Для многих хореографов сближение с драматическим театром это путь, по которому кто-то уже пошел, и я думаю, будут идти дальше. В России скорее всего это связано с тем, что инфраструктура современного танца не так развита, как в драматическом театре. Пригласить хореографа, который сможет поставить актёрам необычную пластику – это интересно. Приведу в пример — Олега Глушкова, Сергея Землянского, Анну Закусову. Наверняка этот опыт есть у многих других хореографов. И я думаю, всё это на пользу.

В концептуальном танце тоже намечается определенная тенденция, когда хореографам становится больше интересен «чистый танец». Но для того, чтобы он вернулся в качественном варианте, соответственно нужны и качественные исполнители. А здесь, на мой взгляд, поставщики хороших танцовщиков на европейский рынок, в основном Италия, Испания, Португалия. 

Читайте актуальные новости о событиях Open Look в соцсетях: Facebook, Вконтакте

ЕЛЕНА ТУПЫСЕВА

директор Театра «Балет Москва»

Мне кажется, в будущем границы между балетом и современным танцем будут стираться. Уже сейчас наметилась отчетливая тенденция: многие балетные труппы всё чаще сотрудничают с хореографами современного танца, а от танцовщиков балета всё больше требуется универсальности и знаний разных танцевальных техник. Думаю, именно под такие запросы и будет меняться образование в области танца и особенно программа факультетов, обучающих исполнителей — готовить технически универсальных танцовщиков. Балет и современный танец проникают на территории друг друга, эстетически влияют друг на друга и обмениваются накопленным опытом.

Влияние технологий тоже будет заметно и достижения ученых в области виртуальной реальности не обойдут стороной балет и танец.

«Виртуальная реальность не сможет вытеснить полностью исполнительское искусство, но будет дополнять и менять наше восприятие и взгляды. Поможет сделать искусство балета и танца более доступным зрителю, а также расширит географию публики каждого театра или танцевальной компании».

Читайте актуальные новости о событиях Театра «Балет Москва» в соцсетях: Facebook, Инстаграм

ИРИНА СИРОТКИНА, кандидат психологических наук, доктор философии, исследователь истории танца и двигательной культуры.

Говоря о будущем танца, легче оставаться позитивным, чем думая о будущем экологии или политики. Вряд ли редактирование классических балетов, чтобы придать им политическую корректность, которое сейчас происходит в США, — наше ближайшее будущее, как и мужские пуанты.

Но последний тренд — выход танца в публичные пространства — применим и к нашим пенатам. Как и расширение танцующей аудитории в сторону всё большей инклюзии.

Что касается танцодежды, то будем следовать западным модам.

И я придумала ещё один тренд — будет больше анимационного танца и танцевального видео.

«А появление танцовщиков-исследователей, которые занимаются искусством и пишут об этом PhD by Practice — это пока не тренд, а моя мечта».

Ознакомиться с работами Ирины можно на сайте postnauka.ru, актуальные новости в её группе: Facebook

©Dozado dance magazine, 2020

Текст подготовила Светлана Польская