До открытия Международного фестиваля современного танца Open Look остаются считанные дни. В этом году дата юбилейная – фестиваль празднует двадцатилетие, а это такой возраст (в жизни профессионального танцовщика), когда азы давно усвоены: за плечами школа и бесконечные часы оттачивания техники, наступает время сделать следующий шаг – воплотить накопленные знания в образе, напитать их энергией, перенести в пространство смыслов. Интересно, что подобные этапы могут прослеживаться и в истории образовательной программы Open Look.
Первое десятилетие фестиваля прошло под звездой «классических американских техник» (Марты Грэм, Хосе Лимона, Мерса Каннингема), российские танцовщики только открывали для себя новое направление, жадно постигая законы танца модерн и джазового танца; к началу второго – пришло время многообразного европейского contemporary danceи самобытной израильской школы.
Теперь, по словам Вадима Каспарова, директора фестиваля Open Look, наступает «период высшей математики» – разобраться во «внутренней кухне» отдельного хореографа; на собственной практике изучить принципы ежедневного тренинга успешных танцевальных компаний; понять, как инструментарий класса связан с созданием спектакля. Но главное – как в этом постижении многочисленных методик, стилей и направлений, не потерять суть – открыть себя как артиста и танцовщика.
Об этом, а также о том, какую роль играют мастер-классы в ежедневном тренинге, почему в этом году на Open Look полностью обновлен состав педагогов и что участникам ожидать от классов, в преддверии фестиваля нам рассказал Вадим Каспаров.
Развивать профессиональное сообщество
Завсегдатаи мастер-классов Open Look в этом году не обнаружат в программе знакомых и «проверенных» педагогов. Новые имена, иные подходы в работе с материалом, впервые живое музыкальное сопровождение на одной из лабораторий; совместная работатанцовщиков с художниками мультимедиа – на другой. Большинство заявленных классов рассчитано на продвинутых и профессиональных танцовщиков, часть – для уровня intermediate, классы для начинающих полностью отсутствуют.
– Можно ли говорить, что образовательная программа Open Look все больше ориентируется на профессиональное сообщество, нежели людей, только открывающих для себя мир современного танца?
– Существует самый простой вариант организации фестиваля: для всех желающих (которых на порядок больше профессионалов), устроить классы «два притопа, два прихлопа», главное – приносите деньги и занимайтесь в свое удовольствие. Можно и так. Но Дом танца Каннон данс (организатор фестиваля Open Look) создавался как профессионально-ориентированная компания, наша цель – развивать профессиональное сообщество. Ведь теперь часто как происходит: прошли пару мастер-классов и уже открывают школу, дают уроки, ездят по стране со своими мастер-классами. Это опасная тенденция.
В рамках Open Look мы задаем профессиональную систему координат, давая возможность на собственной практике изучить разные школы: голландскую, израильскую, испанскую, прочувствовать как различные техники и методики могут переплетаться в работе одного педагога.
@Татьяна Юдина
Также, я считаю, неправильно, из года в год делать фестиваль на знакомых именах. Да, у нас есть постоянные педагоги как Рассел Адамсон, мы поддерживаем дружеские профессиональные отношения, но мировой современный танец не стоит на месте, нужно ученикам давать возможность развиваться. Конечно, в финансовом отношении безопаснее включать в программу постоянных педагогов (в этом году из «старых и проверенных» лишь Дор Мамалиа, который уже не в первый раз будет преподавать на Open Look). Но, думаю, как сейчас студенты сходят с ума от Дора, в скором времени они начнут также сходить с ума, скажем, от Лиат Вэйсборт (Лиат почти десять лет танцевала в Batsheva, а затем перебралась в Нидерланды, где прошла путь от танцовщицы до независимого хореографа). Ее классы насыщены физической работой, то что очень любят наши танцовщики.
Думаю, лаборатория коллектива Humanhood станет для ребят большим открытием. Класс посвящен не только репертуару, но и механизмам ежедневной практики – на протяжении пяти дней наши студенты будут заниматься так, как занимаются танцовщики компании, постигая принципы, позволяющие Humanhood добиваться того результата, которое можно наблюдать из зрительного зала.
Путь от образовательного процесса к сцене
– Любой класс должен служить средством на пути от образовательного процесса к сцене. И в рамках мастер-классов важно прочувствовать эту взаимосвязь, изучить инструментарий конкретного хореографа и его танцовщиков; практикам ведь нужно не просто восхищаться спектаклем, но разобраться в том, как он создан, иначе это останется на уровне фокуса – восторгаемся, но не понимаем, как все происходит. Поэтому мы стараемся привозить педагогов, открытых для обмена, готовых делиться знаниями, а не превращать их в «секрет фирмы».
Танцовщик современного танца должен быть разносторонне развит. Его тело, если прибегнуть к метафоре, как настроенный инструмент, электронное пианино. С одной стороны можно сыграть на нем, что угодно, а с другой – там уже заложена база разнообразных музыкальных композиций. Это обученное, умное тело, и когда проходит период технического совершенства, важно понять, что ты можешь привнести на сцену и зачем вообще на нее выходишь.
– Какую роль играют мастер-классы в ежедневном тренинге танцовщика, каким задачам служат в его образовании?
– Если оглянуться назад, на создание первой профессиональной труппы «Каннон данс» под руководством Натальи Каспаровой (в нее входили Алиса Панченко – в настоящий момент хореограф в Санкт-Петербурге; Анна Озерская – танцовщица GöteborgsOperansDanskompani), то здесь, как нельзя лучше, прослеживается роль мастер-классов в формировании танцовщиков.
Наталья Каспарова, системно и методически изо дня в день работала надсовершенствованием труппы, однако главный скачок в развитии наших танцовщиковпроисходил как раз во время мастер-классов. В этот краткий период ты получаешь огромный объем информации, работаешь максимально сконцентрировано в течение недели, а задачи постоянного педагога уже отшлифовывать полученные знания в рамках ежедневных занятий. И так до следующих мастер-классов, дающих новый эмоциональный и энергетический всплеск и всегда переводящих студентов на новый уровень.
Однако работать больше пяти-семи дней в таком формате нет смысла. Перегорят все: и ученики, и педагоги. Мастер-классы – это всегда дополнение к основному образованию, нельзя учиться только на них, но в их отсутствии ежедневные занятия превращаются врутину.
Если посмотреть на двадцатилетнюю историю Open Look с точки зрения образовательной программы можно ли обнаружить существенные отличия в подходе к ее формированию в «нулевые» и «десятые»?
– Наша главная концепция одна и та же на протяжении всего времени существования фестиваля: современный танец нужен России. Безусловно, подходы и средства для достижения этой цели менялись и будут меняться с течением времени. Но мы постоянностараемся оправдывать название Open Look (открытый взгляд), у нас нет шор на глазах, мы никогда не будем решать в пользу одного педагога или направления.
Стараемся с каждым новым фестивалем дополнять картину мира современного танца, открывать «новые имена». Например, у меня есть большой интерес к африканскому танцу, его невероятной энергетике. Да, в силу нашего менталитета нам такая не свойственна, но можно постараться впитать ее, чтобы в дальнейшем использовать в постановочном процессе. Или, скажем, мы еще ничего не знаем об иранском танце, и, возможно, в один момент я решу пригласить иранских педагогов.
Другими словами, пытаемся предугадать будущее современного танца и хотим, чтобы российские танцовщики были к нему готовы. Думаю, на это и направлены наши силы.
Мария Волкова