Context 2016 Диана Вишнева, современная хреография, фестиваль

Context 2016: конкурс молодых хореографов

размещено в: STAGE | 1

25 ноября в рамках фестиваля современной хореографии  Дианы Вишневой Context прошел конкурс молодых российских хореографов. В жюри была сама Диана, хореограф Ханс ван Манен и художественный руководитель балетной труппы Екатеринбургского театра оперы и балета Вячеслав Самодуров.

Context 2016 Диана Вишнева, современная хреография, фестиваль

В этом году на кастинг конкурса было отправлено более 50 номеров от хореографов со всей России, из которых Анастасия Яценко(куратор конкурса) и Диана Вишнева выбрали шесть. В Электротеатре «Станиславский» показали свои работы хореографы: Сона Овсепян, Михаил Колегов, Константин Семенов, Елизавета Некрасова, Арина Тростянецкая и Екатерина Лещенко.

Context 2016 Диана Вишнева, современная хреография, фестиваль

Работа Михаила Колегова «Забери меня» —  о соцзависимости и общении в сети. Пятеро танцовщиков постоянно перемешиваются на сцене в различных дуэтах, поддержках и переворотах. Потом выключается свет, и у них в руках зажигаются экраны дисплеев мобильных телефонов или планшетов, и теперь танец строится вкруг этих гаджетов. В какой-то момент одна девушка отщепляется от общей массы и начинает свои метания по сцене, коими доводит себя до исступления и сбитого громкого дыхания. В конце из ее сердца(из кофты, конечно) вытягивают красные светящиеся нити.

Context 2016 Диана Вишнева, современная хреография, фестиваль
Михаил Колегов «Забери меня»
Context 2016 Диана Вишнева, современная хреография, фестиваль
Михаил Колегов «Забери меня»

«Танец пены морской» Елизаветы Некрасовой основан на истории жертвенной любви Русалочки Андерсена. Начало многообещающее: на сцене два стола, за одним из которых девушка разделывает свежую рыбу, за вторым юноша сыплет специи в кастрюлю и заливает все вином. На заднем плане медленно «выплывает» Русалочка. Дальше все по сюжету: спасение принца, отращивание ног, хождение по осколкам. Несколько растянуто и местами недотянуто. В конце же опять интересный сценографический прием: на белое платье Русалочки направлена видео-проекция, создающая ощущение того, что она действительно стоит в колышущейся пене. А быстрые амплитудные размахивания руками создают эффект ожившей видеографики.

Особняком стояла работа Арины Тростянецкой «MH-17». Не потому что она суперактуальна ввиду последних событий с российскими самолетами, а потому что она совершенно европейская. Без нарратива, без синхронна, без вытанцовывания музыки, без драматургии – классический европейский contemporary dance. Танцовщики и двигаются иначе, еще, наверное, и потому, что они единственные европейцы на этом фестивале. А хореограф – продолжительное время  выступала и работала в Европе: в труппе NDT-2 с Иржи Килианом, Хансом ван Маненом, Полом Лайтфутом и Соль Леон, Охадом Нахарином и с Датским Театром Танца (Dansk Danseteater). В своей постановке Арина решила дать поразмышлять и поимпровизировать танцовщикам на тему смерти — все вмести они записывали ассоциации и задавали правила игры для импровизации.

Context 2016 Диана Вишнева, современная хреография, фестиваль
Екатерина Лещенко «Станционный смотритель»

Екатерина Лещенко представила работу «Станционный смотритель», в которой показала страдания отца, потерявшего единственную дочь. Дочери в постановке три, все разных возрастов – даже пятилетняя, чье появление на сцене вызывало вздохи умиления. Все три по очереди кидались с разбега на отца и тут же выпадали из его объятий и бежали дальше. Костюмы, стол с лавкой, громкий плачь женщины – все создавало ощущение классического театрального действия. «Русский театр, драматургия, мысль – это то, что ведет мой танец», — говорит Екатерина. Синтез театра и современной хореографии — это классический почерк Театра-студии современной хореографии, в которой она обучалась и для которой сделала более 10 миниатюр.

Context 2016 Диана Вишнева, современная хреография, фестиваль
Константин Семенов Les Offrandes Oubliees («Забытые приношения»)

Константин Семенов впервые в России поставил хореографию на опус Оливье Мессиана Les Offrandes Oubliees («Забытые приношения»). Пять артистов Большого театра России с оголенными торсами демонстрировали, как хореограф расшифровал смысловые коды, содержащиеся в музыке. Скульптурные позы, вывереные линии, прыжи и вращения из классики. В зале повеяло классическим балетом.

Context 2016 Диана Вишнева, современная хреография, фестиваль
Сона Овсепян «Внутриутробная музыка гения»

Сона Овсепян представила единственную за весь вечер легкую и игривую постановку, о канадском пианисте Гленне Гульде и его любви к музыке — «Внутриутробная музыка гения». Артистки театра «Новый балет» в коротких черных юбочках из фатина напоминали непослушные ноты, кривлялись по отдельности  и собирались вместе в мелодию синхронна. Их несвойственные людям движения создавали полное ощущение танцующей абстракции. Сам композитор сочинял на стуле музыку, а потом танцевал возможно с Музой меж трех гигантских ножек невидимого рояля.

Context 2016 Диана Вишнева, современная хреография, фестиваль
Сона Овсепян «Внутриутробная музыка гения»

Потом судьи удалились на совещание, а зрители посмотрели отрывок из работы лауреата конкурса прошлого фестиваля Лилии Бурдинской Inner V. Она не изменила своему стилю — опять потряхивания и подергивания и неповторимые движения, однако  хореографический язык  обогатился еще за счет немого – в постанове использован язык жестов. Для этого танцовщики изучали этот язык, общаясь с исполнителем жестового пения Исламом Бохером. Постановка же – о трудности общения людей со своим внутренним миром. Работа со светом и дымом вкупе с хореографией погружает в иллюзорный мир и вводит в состояние транса. Особенно последний танец девушки, в котором соединялись   пластика и механическое движение машины – похоже было на танцующего  киборга.

Context 2016 Диана Вишнева, современная хреография, фестиваль
Лилия Бурдинская Inner V

В конце вечера на сцену вышли все хореографы, и члены жюри объявили победителя – Константин Семенов. Он и отправится на стажировку в Центр развития хореографии Каролин Карлсон Atelier de Paris.

Context 2016 Диана Вишнева, современная хреография, фестиваль

Текст: Нина Кудякова

Фото: предоставлены организаторами фестиваля

  1. Shondra Pybus

    What’s Taking place i’m new to this, I stumbled upon this I have found It absolutely useful and it has aided me out loads. I hope to give a contribution & assist different users like its helped me. Good job.