Интервью с Владиславом Бондаренко — преподавателем техники Курта Йосса и Пины Бауш

размещено в: STAGE | 0
Этот год уже стал вторым, когда «Танцхауз» – уникальная хореографическая площадка для всех желающих – проводит обучение в рамках повышения квалификации хореографов и преподавателей.
С одним из приглашенных специалистов – преподавателем из Германии Владиславом Бондаренко –  в абсолютно дружеской атмосфере (Влад сразу отказался от формальностей)  – я и побеседовала.
Интервью. Владислав Бондаренко, Танцхауз, Пина Бауш, Курт Йосс, современная хореография
Ты родился в Белоруссии, а сейчас даешь мастер-классы, представляя Германию. Как так получилось?
Всё просто. Вместе с родителями я переехал в Германию в 2005-м году. В городе Эссен   поступил и уже закончил Высшую школу искусств Фолькванг (сейчас она называется «Фолькванг  университет»). Ее создал Курт Йосс — немецкий артист балета, балетмейстер и педагог, смешавший в своём творчестве классический балет и театр. Через эту школу прошло много знаменитых педагогов, хореографов, в том числе и знаменитая Пина Бауш. Вот по техникам Йосса и танцевального театра  Бауш я даю мастер-класс.
Интервью. Владислав Бондаренко, Танцхауз, Пина Бауш, Курт Йосс, современная хореография
Насколько я знаю, ты участвовал в спектакле Пины Бауш «Весна священная». Расскажи об этом проекте.
Это непосредственно танцевальный спектакль. Очень много движений из балета. Модерн основан на технике Курта Йосса, Пины бауш — очень много круглых рук, то, что она дала Фолькванг, тело, контракшн, силовые: поддержки, прыжки, элементы, которые сама придумала. Гастролировали мы в течение 5 лет, в том числе в 2013 г. побывали в России, но уже, к сожалению, без Пины. Когда первый раз привозили спектакль (по-моему, 94-й год), была какая-то критика в адрес такой хореографии. Но сейчас времена идут, появляется много похожего, люди привыкают. Мы давали три концерта, плюс генеральная репетиция. Зал Большого тетра был полный. Люди приходили и наслаждались!
Интервью. Владислав Бондаренко, Танцхауз, Пина Бауш, Курт Йосс, современная хореография
Что тебя впечатлило или, может быть, запомнилось больше всего, когда ты работал в труппе Пины?
Мне запомнилось и нравилось то, что партнеры, старшие, которые по 15, 20 лет и больше в этом театре, всегда поддерживали. Не было такого как в армии, кто здесь дольше, тому все и подчиняются. Нет. Помогают, рассказывают. Если пришли молодые танцовщики, которые ещё не поработали с Пиной, разъясняют, что она говорила вот по этому отрывку, это делается вот так ,  здесь надо по-другому, особенно ощущения. Потому что у нее театральные спектакли. Надо прочувствовать всю сцену! А «Весна священная»  очень тяжелый спектакль. Ещё, конечно, впечатляют декорации. Театр Пины Бауш всегда отличался и отличается этим до сих пор: вода, снег, огромные горы, цветы. Но здесь всё очень по-простому — обычная земля (на гастролях её иногда везут с собой из Германии). И мы танцуем босиком. Это усложняет хореографию. Плюс ко всему,  должны быть грязными. На полу можно отрабатывать технику, отрабатывать, а выйдешь на сцену — и всё пропадает.
Интервью. Владислав Бондаренко, Танцхауз, Пина Бауш, Курт Йосс, современная хореография
А когда ты увидел Пину Бауш впервые, какое впечатление она на тебя произвела?
Мы пришли как студенты (такие первоклашки) на генеральную репетицию спектакля, какого уже не помню. Что-то произошло на сцене, и остановили весь прогон. Такое бывает очень редко, ведь такая репетиция – это чуть  ли ни спектакль. Плюс ещё были зрители. И  на сцену вышла Она.  И все такие: «О… Это же Пина!!». У меня не было такого. Ну Пина, ну Бауш, классно. Когда только приехал в Германию, для меня (пройдя школу в Белоруссии, где балет и народные танцы) модерн ничего не значил. Я вообще не понимал, что это. Потом уже, когда стал знакомиться, проходить историю и понимать, кто там, что там, зачем. И вот тогда я понял, кто такая Пина. И ещё она приходила пару раз на репетиции к нам в 2008 году, когда я уже работал в ее спектакле.
Интервью. Владислав Бондаренко, Танцхауз, Пина Бауш, Курт Йосс, современная хореография
К тебе на мастер-класс пришли, естественно, все российские танцовщики. Как тебе уровень подготовки наших ребят?
Я был очень позитивно удивлен, что здесь есть действительно хорошие танцовщики. Из 20, которые пришли на мастер-класс, половина спокойно могли бы ехать в Европу на кастинги. Может, первые два-три кастинга не пройдут, но они однозначно заинтересуют хореографов. Потому что есть индивидуальность, и это самое главное. Индивидуальность и желание!
Интервью. Владислав Бондаренко, Танцхауз, Пина Бауш, Курт Йосс, современная хореография
Какие у тебя отношения с ребятами на занятии? Бьешь их [смех]?
Дело в том, что в России педагог  — это ПЕДАГОГ!! Ох, как!! Но это не плохо, просто другая школа. В Германии совсем по-другому. У нас — это друг. Это товарищ, с которым можно покушать, с которым можно пообщаться. Я вижу, как ребята немного стесняются. Но с каждым днем этот барьер потихоньку исчезает. Вообще в России с удовольствием принимают иностранную технику. Я вижу стремление. Сейчас модерн – это то, что русские хотят увидеть, услышать, выучить  техники из Америки, Англии и Европы. А Европа, в тоже время, стремится понять русский балет!
Интервью. Владислав Бондаренко, Танцхауз, Пина Бауш, Курт Йосс, современная хореография
Общаться с Владом можно было бесконечно. Как оказалось, помимо насыщенной хореографической жизни, у него ещё и насыщенная юмористическая: вместе с друзьями активно штурмует нашу программу «Не спать!» в составе трио «Дуэт». Так что выражение «Талантливый человек талантлив во всем» и в этом случае не дает сбоев.
Интервью. Владислав Бондаренко, Танцхауз, Пина Бауш, Курт Йосс, современная хореография
Беседовала: Наталья Константинова
Фото: Евгения Капралова

Оставить ответ