Девять «ДевЪ» Екатерины Кисловой

размещено в: STAGE | 0

20 октября в «Центре драматургии и режиссуры» в Москве показали  музыкально-пластический спектакль «ДевЪ (ять)» о силе женской природы и ее бесконечном обновлении, созданный хореографом-постановщиком Екатериной Кисловой.

Танцевальный спектакль "ДевЪ", Дозадо

Спектакль структурно разделен на музыкальную и пластическую часть. Музыкальную часть представляют  четыре солистки фольклорно-этнографического ансамбля «Народный праздник»: Евгения Костина, Екатерина Таранова, Елена Величко, Ольга Порвина; танцевальную: Анастасия Кардапольцева, Марина Никитина, Наталья Королихина, Наталья Фиксель и Рамуне Ходоркайте.

На сцене четыре поющих женщины и пять танцующих, которые одинаково участвуют в происходящем. Может показаться, что танцевальной части не хватает синхронности, но это не так. Артисты специально подобраны непохожими друг на друга: пять танцовщиц разного типа внешности (цвет волос, рост, телосложение) и у каждый свой стиль исполнения. Синхронности здесь не должно быть, наоборот, задумывалось, чтобы  каждая девушка немного усилила свою индивидуальность,  добавила к образу  свою особую женственность.

Танцевальный спектакль "ДевЪ", Дозадо

Помимо танца, в спектакле применяются и другие способы передачи зрителю эмоций. Оглушающие звуки, извлекаемые из немузыкальных бытовых предметов (таких как таз или стеклянная банка, или завязанная в узел ткань)  используются не только для звукового оформления, но и для усиления чувств, для более яркого, но бессловесного выражения внутренней боли, душевного крика, когда невозможно терпеть, но нужно смолчать.

Каждый отдельный танец сопровождается народной песней,  нашептыванием заговора или слезным причитанием. Сложный художественный образ собран из множества символов и способов оформления, приоткрывающих тайну женской души, а замысловатые одежды солисток фольклорного ансамбля, созданные художником по костюмам Венерой Казаровой, добавляют постановке ирреальности. Спектакль  получился  эмоциональным, как и сама женщина, сотканная из тонких намеков, недоговорок и загадок. Образ женщины подан таким, каким он и был в истории: она и как ведьма от слова «ведать» (тонко чувствующая, интуитивная) и как «собственность», принадлежащая мужчине, задачей которой является только забота о муже и рождение для него детей.

Танцевальный спектакль "ДевЪ", Дозадо

«ДевЪ» интересно разгадывать. А постановщик спектакля, Екатерина Кислова, помогла немного во всём разобраться.
Слово «Дева» и число «Девять» пересекаются у Вас по смыслу не только в названии, но и на протяжении всего спектакля, почему так?

Е.К.: Название пошло от корня «ДЕВ» – дева, девушка. «Девять» – последнее число перед началом нового десятка – конец старого и начало нового цикла. Не случайно ребёнок рождается через 9 месяцев, у православных народов на 9-ый день после смерти принято устраивать поминки. До Петра I новый год приходился на 9-ый месяц (сентябрь). «9» – собирает все числа внутри себя. Как женщина, по сути своей, по природе своей, сначала вбирает, а потом отдаёт. Как земля. Все танцовщицы олицетворяют собой определенный этап: рождение, девичество, замужество, материнство, смерть. И в каждом этапе есть рождение и смерть, потому что когда девушка становится женщиной, она умирает как девушка и в это состояние уже не вернётся.

 

Для каждой женщины предусмотрена отдельная песня?

Е.К.: На самом деле, мы не подбирали специально песню. Я исходила из динамики спектакля. Все песни связаны либо с обрядом, либо с праздником. Они, так или иначе, связаны с женским началом. Конкретной расшифровки в танце для этих песен нет, и не могло быть, потому что это была бы просто инсценированная песня. Мы разговариваем более условным языком. На уровне чувств, эмоций, а не понимания. Искусство для того, чтобы чувствовать, а не понимать.

Танцевальный спектакль "ДевЪ", Дозадо
Хотели ли Вы поднять вопрос исторически трудной женской доли? О сложностях, с которыми сталкивалась и сталкивается женщина?

Е.К.: Ни в коем случае не поднимаю вопрос «трудной доли». Доля такая, какая есть, и без неё женщина не была бы женщиной. Ничего не имею против идеализации женщины, считаю, что многое на ней держится, если не всё. Быт, семья, воспитание детей – это все женщина. И дано женщине поэтому больше ума, мудрости, терпения, силы. Они сильнее мужчин, по духу сильнее. Природой так заложено. Спектакль как раз про женское начало. Поэтому мужчины, например, не всегда принимают этот спектакль. Но не все, конечно.

 

Для меня как для женщины спектакль был эмоционально тяжелым, действительно, мужчинам, наверное, это сложнее прочувствовать. И вот не смогла полностью разгадать символизм, когда переливают воду из трехлитровых банок, это о накоплении опыта?

Е.К.: И опыт, и оплодотворение и все что угодно. Чем современный танец отличается от другого жанра, так это тем, что позволяет зрителю придумать свою трактовку, вложить свой смысл, и у каждого зрителя он будет свой, и зависеть будет от личного опыта, образования и т.д.

Танцевальный спектакль "ДевЪ", Дозадо

Текст: Ирина Балинова

Фото: предоставлены организаторами

 

Оставить ответ