Театр танца «Дыхание» и его первая премьера

размещено в: STAGE | 0

Интервью с основателем театра — Нармаматовой Анастасией и художественным руководителем — Шаблыкиной Юлией.

На российской танцевальной карте пополнение: 29 января 2018 года в Кронштадте появилась студия современного танца «Дыхание». Её создала молодая женщина, мама, для которой на тот момент был актуален вопрос: где могли бы обучаться танцу её дети.

Кронштадт красивый, но небольшой город. Выбора было немного. Анастасия Нармаматова (основательница театра) рассказывает:

«Моё первое образование экономическое, второе — психологическое и ещё дополнительное в сфере детского фитнеса. Я интересуюсь и глубоко изучаю анатомию, физиологию и изначально открывала студию, чтобы там могли заниматься мои дети. Главной идеей было разностороннее обучение в сфере танца: сильная физическая подготовка, основы классического танца, разные направления современного танца, импровизация, партнеринг, работа с практиками ТДТ.

Но вскоре эта философия неизбежно привела меня и мою команду к постановке собственного спектакля. Поэтому мы стали называть себя театром современного танца «Дыхание». В 2022-ом году, ровно через 4 года, состоялась наша первая премьера — спектакль «РЕБУС»».

На фото Нармаматова Анастасия (справа) и Шаблыкина Юлия (слева).

Когда редакция Dozado, в январе 2022 г., анонсировала премьерный показ спектакля «РЕБУС» в Санкт-Петербурге на площадке @escabo.stage, мы были заинтригованы довольно смелым утверждением Анастасии и Юлии (художественного руководителя театра), что предстоящая премьера станет прорывом в мире детского современного танца. Давайте попробуем разобраться, почему…


Анастасия, Юлия, как прошла премьера спектакля «РЕБУС»? Оправдались ли ваши ожидания?

Юлия: Премьера прошла замечательно, ребята показали себя достойно. У нас был полный зал зрителей. И в тот вечер сложилось всё.

Это был наш первый премьерный спектакль, к которому мы шли достаточно долго. Ведь он задуман был ещё до пандемии. По разным обстоятельствам нам приходилось всё время откладывать показ. Но настал тот момент, когда мы несмотря на всё собрали хорошую команду — ввели новых хореографов в постановку и смогли хорошо подготовить детей.

Какой теме вы посвятили свой первый спектакль?

Юлия: Сюжет постановки построен вокруг истории сна одного совершенно обычного мальчика. Вместе с ним зрители погружаются в таинственный мир сновидений.

Сюжет строится на какой-то литературной основе, её интерпретации или как документальная история?

Юлия: Это не документальная история, а скорее выдуманная.

Но на самом деле шла очень глубокая работа с внутренним миром ребенка. Была задача не просто построить танцевальную лексику движения, слепить материал, чтобы дети его переняли. Наши юные исполнители танцуют то, что чувствуют. Они танцуют полностью свою историю.

Глобально идея про сон появилась сначала у Анастасии. А дальше мы стали её развивать, разговаривать с детьми про сны. Ребята предлагали своё видение темы: придумывали собственные сюжетные линии и танцевальные зарисовки. Всё это мы пробовали, меняли, экспериментировали. В итоге, в спектакле есть части, основанные в том числе и на импровизации детей, там где они полностью предоставлены сами себе, свободному самовыражению.

И какие же сны у обычных мальчиков?

Анастасия: Мальчики все очень разные. Мы это увидели в разговоре со зрителями, где каждый интерпретировал сюжет по-своему. Но если говорить непосредственно про солиста, Дёму, его сны про то, что происходит с ним в реальной жизни.

Дёма любитель «ужастиков», поэтому его сны так или иначе связаны с преодолением собственных страхов. Первый сон — страх темноты. Второй — про девочку-задиру, с которой, наверное, сталкиваются практически все мальчики в школе или во дворе. Ещё один сон связан с голосом мамы и другие истории главного героя.   

©фото Анна Шефер

А сколько ему лет? Почему сны мальчика такие осознанные?

Анастасия: Как детский психолог могу сказать: мы не то чтобы недооцениваем детей, — да, мы понимаем, что у каждого ребёнка свой внутренний мир, но не всегда готовы его принимать.

Сон — это параллельная реальность, где мы совершаем определенное действие. Во сне может происходит то, чего нет наяву. Например, Демьян, в своём первом сне побеждает страх темноты. А потом переходит в другой сон, где встречается с Лерой (девочкой-задирой), к которой в реальности он испытывает раздражение. Но в танцевальном дуэте постепенно ему удаётся установить с ней контакт и даже найти понимание. То есть главный герой постоянно чему-то учится в своих снах.

©фото Анна Шефер

А есть ли в этой теме, на ваш взгляд, потенциал? Хотели бы вы придумать, например, ещё какие-то повороты сюжета?

Анастасия: Скорее всего нет. Премьера состоялась. Мы будем показывать этот спектакль на различных фестивалях. Например, совсем скоро, 1 мая 2022 года, на Вечере детской современной хореографии «Асимметрия». В дальнейшем спектакль уйдет в копилку театра. И мы будем пробовать что-то новое.     

Как создавалась танцевальная лексика для постановки?

Юлия: Танец ставили хореографы — я и приглашенный педагог Анастасия Потапкина. Кроме этого, мы предлагали ребятам различные задания на импровизацию. Например, придумать свой выход на тему — «будильник», «выползание страшной тени». Дети очень хорошо контактировали, включались в общую и индивидуальную работу. 

Такой творческий и плодотворный процесс стал возможен благодаря бэкграунду, который наши дети получают на занятиях, где мы учимся находить в теле новую свободу, контактировать, освобождать своё создание, уметь не только перенимать информацию от педагога, а также импровизировать. Я с уверенностью могу сказать, что в 10 лет и даже раньше дети всё это умеют  делать. За ними очень интересно наблюдать. Для хореографа это ценный источник в поиске творческих решений и идей. 

А пришлось ли ребятам испытать стресс перед премьерой? Как срабатывает детская психика перед выходом на сцену?

Анастасия: Премьера проходила на площадке @escabo.stage с профессиональным светом, звуком. Но у нас не было возможности репетиций, только в день премьеры. Ребятам пришлось осваивать пространство сцены уже в процессе. И они, конечно, по-разному реагировали: кто-то мандражировал, у кого-то срабатывала соматика и начинало крутить живот. Но всё-таки у них меньше страхов в голове, чем у взрослых артистов. Дети не думают о значительности постановки, что про них будут думать, они увлеченно погружаются в свои роли.

Родители были в шоке, они не ожидали увидеть от своих детей такую танцевальную лексику, такой уровень владения телом, наконец то, как ребята почувствовали пространство. После спектакля они говорили: «Это мой ребенок? Он так может?!» 

На ваш взгляд, драматургия детского спектакля отличается от взрослой, ощущаются ли у неё границы? 

Юлия: Для нас было важно, чтобы ребенок почувствовал то, что исполняет. Понятно, взрослый танцовщик имеет жизненный опыт, который отражается и даже по-своему обогащает драматургию спектакля. Но вот что интересно, взрослые почувствовали в игре детей сильные, глубокие вещи, их внутренние переживания были задеты. И это потому, что у ребенка своя драматургия и её не меньше. Дети также глубоко переживают, только у них свои проблемы и ситуации. Разница может быть в том, что ребёнок легко включает воображение и входит в игру. А для взрослого — это уже профессиональный навык, владение техникой актерской игры.    

©фото Анна Шефер

Какие планы на будущее у театра современного танца «Дыхание»?

Анастасия: Мы хотим дальше идти в направлении детского современного танца. Развиваться, делать новые проекты, более масштабные, разноплановые. И искать единомышленников.

Какого-то специального, ежегодного плана постановок у нас нет. Когда мы наполняемся новой идеей, испытываем вдохновение и тогда и возникает желание собрать команду и ресурсы для новой постановки.

В постановке могут принимать участие только ученики вашей студии?

Юлия: Нет, мы планируем приглашать танцовщиков со стороны и возможно не только из сферы современного танца. Нам интересны творческие коллаборации.

©фото Анна Шефер

Как можно попасть в вашу студию и театр?

Анастасия: Глобально в студию мы проводим просмотры раз в год, в начале осени. Но в течение года также отсматриваем новых учеников, они могут присоединиться в любое время. Критерии простые: в первую очередь мы смотрим не столько на физические данные, сколько на когнитивные, мыслительные способности ребенка: насколько он может быть внимателен, умеет концентрироваться. Потому что для современного танца решающее значение имеют не выворотность, как в классическом балете, а координация, баланс, кинестетика. Все эти качества можно развивать, нужно только время.

Наши педагоги стараются находить подход к каждому ученику — как в физическом, так и в психологическом аспекте. Поэтому у нас маленькие группы.

©фото Анна Шефер

Сейчас в студии есть классический и современный танец, гимнастика, растяжка и класс импровизации. Классика как основа основ, а дальше мы присматриваемся к индивидуальным особенностям учеников и помогаем им раскрывать свои таланты. Занятия проходят минимум 3 раза в неделю, чтобы охватить базовые направления. У старших групп и тех, кто задействован в постановках, занятия каждый день, кроме выходных.  

Нам интересно работать с теми и для тех, кто свободен в своих мыслях и фантазиях, кто умеет наслаждаться творчеством и готов к танцевальным экспериментам в области детского современного танца. 


Театр танца «Дыхание» в соцсетях: Вконтакте, YouTube, Инстаграм

Интервью провела Светлана Польская

©Dozado 2022