Юность и зрелость фестиваля: шестнадцать лет «Слову и телу»

размещено в: STAGE, ЭКСПЕРТЫ | 0

29 мая — 1 июня 2021 в Музее Санкт-Петербургского авангарда (Дом Матюшина) и Театре Особняк прошёл XVI международный фестиваль СЛОВО И ТЕЛО: Современный танец, искусство импровизации и перформанса во взаимодействии с литературой.

Фестивали бывают грандиозными и пафосными, а бывают – камерными, неформальными, почти домашними. Впервые я попала на фестиваль «Слово и тело» как зритель лет семь тому назад. Войдя в фойе, я спросила у женщины, которая показалась мне организатором, где продаются билеты. «Выпейте лучше чаю», ответила мне она. Как догадались многие знакомые с фестивалем, это была Ольга Сорокина – известный в Петербурге перформер, красавица, интеллектуалка и мать-основательница фестиваля.

©фото — Стас Давыдов

Свой фестиваль она проводит уже шестнадцатый раз, демонстрируя и его относительную, по меркам человеческой жизни, молодость, и зрелость – фестиваля, свою собственную и своих друзей, с которыми они перформят вместе, начиная с 1990-х годов. В Петербурге, только что переименованном из «Ленинграда», эти люди создавали первые альтернативные советской театральной сцене события – фестивали современного танца, site-specific перформансы, художественные провокации, эстетическо-политические акции… И это славное постсоветское дело Ольга со товарищи бросать не хотят, – да и не нужно. Напротив, сейчас, когда границы свободы вообще и свободного творчества в частности с каждым днем сужаются, их неподцензурный фестиваль получает особый смысл.

Неподцензурность, увы, дорогого стоит: все эти годы фестиваль остается практически безбюджетным и безгонорарным. С точки зрения современной политкоректности это плохо, но мне, выросшей в безденежное советско-постсоветское время, по душе вольная бедность фестиваля и та альтернатива капитализму и косьюмеризму, которую он предлагает.

Билеты на фестиваль я, конечно, покупаю, отчасти потому что хочу поддержать организации, которые спонсируют фестиваль, не только давая ему крышу над головой и сцену, но и создавая отличный контекст и обрамление. В этом году, как и в прошлом, этими организациями стали Дом Матюшина / Музей Петербургского авангарда и Театр Особняк – он недалеко от музея, на Петроградской.

В доме художника Михаила Матюшина ровно сто лет назад компания его учеников устраивала «синестетические» перформансы, где соединялась авагардная сценография, движущиеся супрематические фигуры, танец и звук. Фестиваль продолжает эту традицию: «Гравитация» Натальи Кранковой, танцевавшей  с черным квадратом вместо лица, «Чувственные приключения атома» Грушеньки Циолковского, «Колокол. Колодец звука» Виталины Гусак и Николая Киселёва, перформанс театра OddDance в саду Дома Матюшина и другие перформансы тянули к нам ниточку прямо оттуда, из раннего петербургского авангарда.

«Гравитация»
©фото — Стас Давыдов
«Колокол. Колодец звука»
©фото — Стас Давыдов

Театр Особняк – пространство тоже камерное и тоже альтернативное, и «Малевичизм» Валентины Бриг (Школа Нового Кино), «Lost Museum» Шарли Корницкой и «Шарик голубой» Елены Дергачевой отлично там смотрелись, как и, думаю, другие перформансы (к сожалению, я не видела вечера закрытия).

Если перечислять их все, получится длинный список, который не всегда интересно читать (смотреть уж точно интереснее). «Все работы хороши, выбирай на вкус», писал главной авангардист Владимир Маяковский. Чтобы рассказать вам о фестивале этого года, я выбрала три, на мой взгляд, безусловно удачные и при этом очень разные работы.

Это, во-первых, перформанс открытия «Вся она, может быть, знак…», показанный в Доме Матюшина 29 мая. Спектакль-посвящение «амазонкам русского авангарда» – поэтессе и художнице Елене Гуро, жене Михаила Матюшина и хозяйке дома, а также художницам Ольге Розановой, Любови Поповой и Александре Экстер. Все «амазонки», кроме Экстер, пролетев метеорами, осветили наш художественный небосклон и так же быстро сгорели – от чахотки, как Гуро, или от других болезней, в гражданскую войну. Их бунтарский, анархический дух оказался как нельзя близок Ольге Сорокиной, Евгении Андриановой, Ольге Швачко и другим перформерам 90-х, с их альтернативным для того времени искусством и постоянным бойцовским настроем.

©фото — Владимир Власов

На закрытии Оля и Женя показали свой новый перформанс, «Память тела», – возможно, о «грозных 90-х», но его я, к сожалению, не видела. А вот перформансу открытия от всего сердца порадовалась: настолько точно компания перформеров вписалась со своими супрематическими фигурами в пространство дома и сада Матюшина, и настолько осмысленным делом стало вспомнить об «амазонках авангарда» в наши годы воинствующего темного консерватизма.

©фото — Ирина Сироткина
©фото — Владимир Власов

Второй порадовавший меня перформанс совсем не похож на развернутое действо Ольги Сорокиной с подругами. Это клоунада Гаянэ Ананян и Анастасии Кизяковой «Нимфеи», показанная там же, в саду Дома Матюшина, 30 мая. «Слово и тело» — фестиваль не то чтобы всеядный, но максимально широкий и толерантный в приглашении участников. Не уверена даже, что Ольга Сорокина проводит среди них какой-то отбор. Тем не менее, среди участников мало слабых, и часто попадаются восходящие звезды. Так, мне кажется, стало и на этот раз.

©фото — Стас Давыдов

О Гаянэ и Анастасии театральный мир непременно еще услышит: настолько точно найдены образы, так замечательно соответствуют они темпераменту и фактуре актрис, их умению двигаться и импровизировать, что зрителю было трудно отвести глаз от этого дуэта.

©фото — Стас Давыдов
©фото — Стас Давыдов

Наконец, мне бы хотелось отметить работу группы А.С.Е из Великого Новгорода «…и ловят импульс в мутном отражении…» – единственный на фестивале перформанс на политическую и вообще актуальную тему. Почему перформеры бегут актуальной повестки, должно быть ясно: за участие в политике у нас бьют по рукам, ногам и другим частям тела.

Но перформанс на политическую тему (у А.С.Е. на задник проецировался дворец в Геленджике и шла речь о грядущих выборах) может быть не прямым, в лоб, а тонким и ироничным, что спасает от грубого вмешательства в художественный процесс карательных органов. Такой и получилась работа А.С.Е. – ироничная, задорная,  ритмичная, как и сами новгородские перформеры. Советую поехать в Новгород, на фестиваль «Уровни движения», который А.С.Е. организует в сентябре, чтобы самим увидеть эту работу (очень надеюсь, что А.С.Е. ее там покажут).

В заключении не могу не выразить свою любовь и восхищение Ольгой Сорокиной: вот уже шестнадцатый раз она доказывает свою верность и альтернативному перформансу, и всем друзьям, которыми за эти годы оброс фестиваль – включая, конечно, и автора этих строк. 

©фото — Сергей Пантелеев

ИРИНА СИРОТКИНА

©фото СТАС ДАВЫДОВ

©фото ВЛАДИМИР ВЛАСОВ

©фото СЕРГЕЙ ПАНТЕЛЕЕВ