томас даниелис, цим, балет москва, перфоманс, фестиваль, эквилибриум, mainly love, dozado

Интервью с Томасом Даньелисом

размещено в: STAGE | 818

Томаc Даньелис – словацкий хореограф, танцовщик и педагог танца, работающий в Австрии и  Бельгии.Томас работал с такими коллективами, как Body Communication/Frey Faust (Франция), Cie. Felix Ruckert (Германия), Cie. W.Dorner (Австрия), Freyer Ensemble (Берлин), Granhoj Dance (Дания) и другими.

Недавно состоялась премьера его постановки «Эквилибриум» для театра «Балет Москва», а скоро Питер и Москва увидят его перфоманс Mainly Love.

томас даниелис, цим, балет москва, перфоманс, фестиваль, эквилибриум, mainly love, dozado

 

Где вы обучались танцу?

В консерватории в городе Банска Быстрица в Словакии, где преподавали три вида танца: классический, народный и contemporary dance, позже в Университете Братиславы.

 

Вы работали во многих странах Европы. Почему решили не оставаться в Словакии?

Это нормально для любой страны в Европе и распространено в области танца, т.к. танец не ограничен языком, он интернациональный. Если танец не интернациональный, то это может быть проблематично, т.к. в таком случае зрители только местные и нет обмена идеями и точками зрения.  Хотя работу в своей стране найти проще, чем в другой.

 

Расскажите о работе с Девидом Замбрано (основатель танцевальной техники  Flying-low – прим.ред.).

Это было давно, я был его ассистентом. Это было отличное время.

 

Как его техника повлияла на вашу?

Техника  Flying-low основана на простых (человеческих) движениях, которые можно усложнять и разнообразить. Она базируется на ходьбе, беге и скольжении. Часть этой техники по существу пришла из сальсы, но самая основа – это переживание, пропускание через себя. Вопреки или благодаря тому, что она имеет такую простую базу, техника очень открыта и можно делать много чего с ней.

 

Вы работали с Фреем Фаустом, (разработал систему Axis Syllabus – прим.ред.) как это было?

Это тоже было очень весело. И это тоже было очень давно – в 1999.

В то время работа с Axis  была очень динамичная и физически ответственная, поскольку в первую очередь ориентирована на танцовщиков. Фрей детально изучил анатомию, как все устроено в теле и какие существуют взаимосвязи. Эта система похожа на биомеханику.

томас даниелис, цим, балет москва, перфоманс, фестиваль, эквилибриум, mainly love, dozado

Как вы можете охарактеризовать ваш стиль танца?

Я стараюсь не характеризовать мой стиль по одной простой причине – когда я начну это делать, он умрет. Я использую все, что попадает мне в руки от традиционных техник танца до исследования движения. Я не вырабатываю свой почерк – когда ты беспокоишься об этом, ты думаешь о внешнем виде, а не о содержании. Если танцевальная компания выбрала один стиль, то это такая компания может быть успешна только в течение определенного времени, но потом интерес к такой компании угаснет.

 

В постановке с театром “Балет Москва” «Эквилибриум» — почему вы выбрали теорию игр?

Я долгое время занимался вопросами общества, в особенности меня интересовали вопросы, связанные с взаимоотношениями индивидов друг с другом и с социумом. Я обратился за ответами к теории социальной динамики и теории игр, которые дают научные ответы, основанные на математике. Теория игр занимается программированием возможных моделей поведения человека. В конце концов, я подошел к вопросам – что такое свобода вообще и человека в частности. Мне было интересно, как индивид договаривается с самим собой, с другим индивидуумом или с группой, или внутри одной группы. Сначала я выбрал 6 танцовщиков, потом 8. 6 – это базовое тестовое число для проведения тестовых игр, а 8 — это цифра, которую вы найдете в энтропии. Я предложил несколько игр танцовщикам, в которые они играли. Таким образом, мы подняли  вопросы: какого быть одному, одному в пространстве или в группе, иметь дистанцию, создавать и нарушать правила, что перекликается с реальностью сегодняшнего дня, где люди дистанцируются друг от друга.

 

Вы работали с русскими танцовщиками впервые?

В качестве хореографа с российскими танцовщиками — да. Но я ранее преподавал в Летней школе современного танца ЦЕХ в 2015.

 

 

Когда вы создали перфоманс Mainly Love ?

В середине 2015 я начал работать над ним – собирать интервью и материал. Первый work-in-progress был показан в марте 2016, и в прошлом году в декабре состоялась премьера в Граце в Австрии. Он был показан в Словакии, Люксембурге, Австрии, и будет два показа в России (Open Look в Питере и Фестиваль перфоманса в ЦИМе в Москве – прим.ред.)

 

Из каких стран эти женщины, которых вы интервьюировали?

Женщины из пяти разных стран. Было больше материала, но я использовал только рассказы пятерых. Одна женщина из России.

 

Почему вы решили взять тему тирании?

Я взял тему тирании из общества, в котором я живу.  Автократию, тиранию в семье, а также все проявления насилия над человеком. Мне было интересно, что так привлекает в тиранах. Я исследовал много психиатрических и психологических портретов сильных публичных личностей, а также много сумасшедших людей из криминальной среды, и потом людей, которые совершили насилие над своими детьми. Я начал с широкого фокуса, но потом переключился на более узкий. Я пришел к выводу, что насилие обычно происходит по отношению к женщинам и детям со стороны мужчин. Есть и женское насилие над мужчинами, просто про это не принято говорить.

Просто говорить: это тираны, эти люди где-то есть. Но если ты идешь в театр как этот (ЦИМ – прим.ред.) – это же 200 людей, и есть шанс, что один из них психопат, который может не бить людей, но у него есть к этому склонность. Возможно в театре более успешная аудитория, но если ты выйдешь на улицу, то там будет 5 таких людей из двухсот.

 

Чьи заключения вы читали?

Гитлера, Ким Чен Ира, Саддама Хусейна — материала о них достаточно. Также очень интересно читать про американских президентов. Материл находится в публичном доступе и закон разрешает его публиковать.

томас даниелис, цим, балет москва, перфоманс, фестиваль, эквилибриум, mainly love, dozado

Слышали ли вы про флешмоб в России и Украине #янебоюсьсказать ?

Нет. Но я пытался связаться  с активистами по защите женщин в Индии , но я белый мужчина, не местный, и мне не удалось поработать с ними. Вообще собирать материал по женщинам оказалось непросто. Для многих очень проблематичный вопрос, почему этим вопросом занимается мужчина.

 

Об этом перфомансе – как вы выстраивали движения в нем?

Это хороший вопрос и многие мне его задают. В перфомансе много движенческий цитат:  я использовал паттерны, абстрактные движения, плюс я использовал профайлы. И на основе них я создавал движения, ведь все опрошенные очень разные личности.

 

Это можно назвать документальным танцем?

Нет, т.к. он не только документальный. Мне было интереснее сделать перфоманс более абстрактным. Его сложно отнести к какому-то жанру – это документальный театр, или это современное искусство , или современный танец. В перфомансе я играю с разными жанрами и их возможностями.

 

Своим перфомансом вы задаете много вопросов – вы сами для себя ответили на них?

Например, почему людей привлекают тираны?

На некоторые из них – да. Люди обычно знают, почему они за тирана или против. Обычно беспомощность это главное чувство по отношению к насилию. Когда ты не можешь что-то изменить, сделать, бороться, таким образом создается Стокгольмский синдром. Такие же процессы возникают, когда люди думают, что они не могут изменить свою судьбу. И это вопрос связан с уровнем образования в обществе.  Чем более ты образован, тем менее ты боишься.

томас даниелис, цим, балет москва, перфоманс, фестиваль, эквилибриум, mainly love, dozado

Наталья Зайцева, пиар-менеджер ЦИМа:

Как выглядит перфоманс?

Текст женщин читает актриса, но есть и отрывок из интервью с психопатом. Интервью женщин идет то прямыми цитатами, то в стихотворной форме –поэтесса реорганизовала текст. Он проецируется на пол. На сцене есть лазеры, и когда я их пересекаю, звучит текст.

 

Как вы двигаетесь на сцене и кого играете?

Например, когда маньяк убивает свою жертву, это очень простое движение рукой. Но из этого движения ты можешь создать многие другие. Я не играю, я никого не изображаю. Зритель сам решает, кто я. Многие решают, что я образ тирана, потому что я мужчина. Но это не совсем так. Я сделал шоу внутри шоу. Я говорю в начале, почему я сделал этот перфоманс – это первый вопрос, на который я отвечаю залу. Второй вопрос это как я себя веду и почему. И третье о чем я говорю, что я хочу, чтобы они увидели и что они могут увидеть. Это метаперфоманс – перфоманс внутри перфоманса.

 

Я — артист, который исследует эту тему. Сначала я становлюсь автократом, но потом выпрыгиваю из этой позиции и я Томас Даньелис, перформер. А потом я уже двигаюсь с позиции жертвы.

 

Как реагируют зрители? Это, наверное, нелегко смотреть.

Когда это смотрели женщины, которые были когда-либо жертвами насилия, они были счастливы это увидеть. Они подходили ко мне после, говорили со мной и благодарили.

 

Беседовали: Нина Кудякова

Фото: Екатерина Краева

 

 

 

 

818 ответов