История лошади

размещено в: STAGE | 0

Труд танцовщиков действительно лошадиный – это было подмечено уже давно. И обращались с ними раньше соответственно – кричали, били (особенно в России), полностью подчиняли своей (хореографов)воле. Поэтому аналогия между танцовщиком  и лошадью не нова. У театра «Балет Москва» даже есть спектакль «Эквус» («лошадь») — там танцовщики вытанцовывают  виртуозные вещи, периодически фырча, потеют у станков среди зеркал.

Istoriya_loshadi_Vladimir_Suhov, золотая маска, dozado

То же оформление использовано и в спектакле «История лошади» театра драмы им. Горького (Самара). «Сценическая фантазия по мотивам  повести «Холстомер» Л.Н. Толстого» номинирована в этом году на «Золотую маску» в категориях «оперетта-мюзикл», работа режиссера (хореограф  Сергей Грицай), мужская роль (Владимир Морякин), роль второго плана (Владимир Гальченко) и работа художника (Александр Орлов).  Немалый список для оперетты. В котором поют и танцуют актеры.

Три гигантских зеркала по периметру сцены, напротив них балетные станки. Появляется главный герой (мерин) – Хостомер (Владимир Морякин) – будто странник в лохмотьях. На сцену выбегают «молодые лошадки» — в свободных одеждах, как у танцовщиков  джаз-модерн. Пинают главного героя, все по очереди. А потом появляется хозяин лошадей  и князь ( бывший владелец мерина). И князь не узнает своего Холстомера. Так с последней главы повести начинается  спектакль. Далее все по тексту – мерин рассказывает историю своей жизни (текст взят почти дословно, но особо лиричные сцены пропеваются и немного протанцовываются). Добавлено несколько героев и сцен, для пущего жизнеподобия . Заканчивается все так же как и  у Льва Николаевича — печально.

Istoriya_loshadi_Vladimir_Suhov, золотая маска, dozado

Мир балета появляется в спектакле в виде любовницы князя – примы-балерины и сопутствующих ей сильфид. Довольно иронично пантомимой изображается балет – купидон замедленно пускает стрелы в танцовщиц, те намеренно-томно отклоняются. Балетные станки используются на протяжении спектакля то как стойла, то как бильярдный стол, на них сидят, у них разминаются лошади, и даже, сидя за станком, играют как на пианино.

Повесть Толстого, рассказанная от имени лошади, в спектакле превращается в мелодраму. Тут и муки разлуки с матерью, и первая любовь к кобыле, и дружба, и соперничество, и прочие страсти — людские. Решенные песнями и пластикой (имитация лошадиных взбрыкиваний, обтирание головами друг друга, скачки через станок, бесконечные обнимания).. Идея осуждения человеческого «мое» — т.е. института собственности – ушла на второй план, на первый – любови и страдания. У Толстого все описанные события жизни лошади излагаются как сухие факты, что усиливает сближение живого существа с вещью, которой владеют. А по спектаклю можно сделать вывод, что лошади тоже люди. Только лучше.

Istoriya_loshadi_Vladimir_Suhov, золотая маска, dozado

Текст: Нина Кудякова

Фото: предоставлены «Золотой маской» (Владимир Сухов)

Оставить ответ