«Каренина» в театре Вахтангова: красноречивее слов, или как танцевать Толстого

размещено в: STAGE | 0

Хореографический спектакль «Анна Каренина» поставила выпускница балетмейстерского отделения РАТИ ГИТИС Анжелика Холина 4 года назад в Театре имени Евгения Вахтангова. Наш журналист Анна Юдина уже дважды побывала на этом спектакле, и видимо, пойдет еще.

dozado,Анжелика Холина,Анна Каренина,Театр Вахтангова, пластический спектакль,хореографический спектакль,

Театральных постановок, экранизаций, балетов по роману «Анна Каренина» множество, но то, что сделала Холина действительно уникально. Это не балет и не пластическая драма. Это синтез мимики, жестов, пластики, музыки, хореографии.  Режиссер отнимает у актеров их главный инструмент – речь — и дает им более мощное оружие – язык тела, с помощью которого они выражают свои чувства. Зритель воспринимает  или вспоминает образ, который возникал при прочтении романа, и потом накладывает на него словесные аналогии. Пластика спектакля настолько точна, что создается впечатление, будто слышишь диалоги героев и даже проникаешь в их сокровенные мысли. Поэтому хореографическое воплощение, возможно, интимнее и тоньше традиционного.

dozado,Анжелика Холина,Анна Каренина,Театр Вахтангова, пластический спектакль,хореографический спектакль,

dozado,Анжелика Холина,Анна Каренина,Театр Вахтангова, пластический спектакль,хореографический спектакль,

На сцене только действующие актеры театра, никаких приглашенных звезд балета нет.  Поэтому поражают сроки, в которые был поставлен спектакль – полтора месяца. Конечно, Холина не использует особых технических изысков  в хореографии, но все герои очень органично смотрятся  в своих ролях. Необходимость выражаться невербально не сковывает их.  Мы видим развязного Облонского и страдающую Долли, которых мирит Каренина; наивную Кити, бросающуюся в ноги Вронскому, просящую его любви; Левина, противопоставляющего свою деревенскую «русскость» чопорному свету (его истерика поставлена с опорой на русский народный танец); светскую львицу княгиню Бетси, кружащую головы мужчинам.

dozado,Анжелика Холина,Анна Каренина,Театр Вахтангова, пластический спектакль,хореографический спектакль,

 

dozado,Анжелика Холина,Анна Каренина,Театр Вахтангова, пластический спектакль,хореографический спектакль,

Хореографическое образование имеет только молодая актриса Ольга Лерман, играющая главную роль. И по ее легкости, грации, органичности на сцене невозможно этого не понять. Через свою безупречную пластику актриса  точно выражает внутренние муки Карениной и сжигающую ее страсть.  Анна в исполнении Ольги Лерман, по замыслу режиссера, — страстно любящая женщина, противостоящая бездушному миру и вынужденная заплатить высокую цену за данный ей свыше дар – любить.

dozado,Анжелика Холина,Анна Каренина,Театр Вахтангова, пластический спектакль,хореографический спектакль,

dozado,Анжелика Холина,Анна Каренина,Театр Вахтангова, пластический спектакль,хореографический спектакль,

Дмитрий Соломыкин (Вронский), виртуозно перескакивает через длинный узкий станок в сцене скачек и чувственно и мужественно исполняет дуэтные танцы с Ольгой Лерман (Анна Каренина) и Екатериной Крамзиной  (Кити). Вронский влюблен, смотрит на Каренину безгранично преданными глазами. Но вот он охладевает, и Анне постоянно мерещатся его измены.

dozado,Анжелика Холина,Анна Каренина,Театр Вахтангова, пластический спектакль,хореографический спектакль,

 

Субъективно решает хореограф образ Каренина, которого играет Евгений Князев. Если Толстой оправдывает своего героя, показывает его внутренние противоречия, благородство (он воспитывает и Сережу, и ребенка Вронского), то Анжелика Холина отбрасывает все положительные стороны Алексей Каренина. Муж Анны, тонко чувствующей, глубоко страдающей, изображен односторонне и несколько механически. Евгений Князев не танцует, он только шагает чеканным шагом в несколько замедленном темпе по прямым траекториям. Апофеозом саркастического взгляда режиссера на образ Каренина является сцена с лебезящими чиновниками, крутящимися вокруг него. Сам Каренин при этом надувается от осознания собственной значимости.

dozado,Анжелика Холина,Анна Каренина,Театр Вахтангова, пластический спектакль,хореографический спектакль,

Очень красноречивая и эмоционально сильная сцена объяснения Каренина и Анны: она изнемогает, пытается вырваться из -под этого гнета и не слышать оскорбительных выговоров, но он непоколебимо подходит, берет ее за руку железной хваткой и усаживает на стул. Он делает только один жест рукой, при этом не переставая шагать по сцене, но мы словно слышим все упреки, которые он посылает Анне и чувствуем эмоциональную тяжесть, которую она испытывает.

dozado,Анжелика Холина,Анна Каренина,Театр Вахтангова, пластический спектакль,хореографический спектакль,

Петербургское общество под стать Алексею Каренину: оно смешно и страшно одновременно.  Хореографическая лексика, использованная в эпизодах собраний света, очень точно отражает пошлость, грязь, глупость, жестокость – качества, которыми наделял цвет общества Толстой.

dozado,Анжелика Холина,Анна Каренина,Театр Вахтангова, пластический спектакль,хореографический спектакль,

Анжелика Холина особенно заостряет конфликт Анны с обществом в финале. Поезда в спектакле нет. После объяснения с Вронским Анна остается одна на сцене в полумраке. Поворачиваясь спиной к зрителю, она медленно идет вперед. Из кулис по очереди вылетают стулья (один из немногих постоянных атрибутов спектакля). Словно от страшных ударов Анна падает и снова поднимается, уходя в темноту. Удары стульями в пол, постепенно ускоряясь, все отчетливее напоминают стук колес.

dozado,Анжелика Холина,Анна Каренина,Театр Вахтангова, пластический спектакль,хореографический спектакль,

Стоит отметить очень точно подобранную музыку: Шнитке, Чайковский, Малер, Форе.  Она усиливает эмоциональное и смысловое наполнение.  В конце спектакля последний раз Вронский и Анна объясняются под арию Татьяны из оперы «Евгений Онегин», которую исполняет Мария Пахарь – солистка музыкального театр Станиславского и Немировича-Данченко.

Декораций почти нет: пространство сцены освобождено для хореографии. Только характерные детали: люстры, фонарные столбы, длинный барьер в сцене скачек, который потом используется как помост для певицы, исполняющей арию Татьяны, стулья, рояль.

dozado,Анжелика Холина,Анна Каренина,Театр Вахтангова, пластический спектакль,хореографический спектакль,

Безусловно, «Анна Каренина» в Вахтанговском  выражает субъективное мнение, на которое имеет право талантливый творец. Толстой последовательно проводит идею семьи как величайшей ценности и показывает конфликт семьи с безнравственным обществом, толкнувшим Каренину на связь с Вронским. Ажелика Холина же ставит в центр женщину, которая умеет глубоко чувствовать и искренне любить. Она вступает в конфликт с закоснелым обществом и становится его жертвой.

dozado,Анжелика Холина,Анна Каренина,Театр Вахтангова, пластический спектакль,хореографический спектакль,

Как бы то ни было, взгляд на историю Анны Карениной имеет право осовремениваться, поддаваться новым трактовкам. Главное, что спектакль заставляет думать, переживать, задаваться мучительными вопросами, ставя себя на место героев. Он оставляет сильнейшее эмоциональное впечатление и слезы в глазах. И все это без единого слова.

Текст: Анна Юдина

Фотограф: Евгений Люлюкин  www.wingwave.ru

Если Вам понравилась статья — не забудьте поделиться с друзьями и поставить ЛАЙК. Тогда мы будем знать какие статьи чаще публиковать.

 

Оставить ответ