«Ключи» от новых дверей

размещено в: STAGE | 0

Фестиваль экспериментального танца «Ключи» прошел 19 марта в Культурном центре «Москвич». 11 команд показали свои работы на стыке танцевальных направлений и жанров творчества.

«Ключи» проходят второй раз. Инициатором создания такого фестиваля стал коллектив «Jack’s Garret». Танцоры этой команды поняли, что если ты занимаешься экспериментальным танцем в России, то есть становишься неформатным, выходишь за рамки стилей, то тебе почти негде и некому показаться: таких фестивалей просто нет. Тогда ребята решили создать свой. Суть здесь не в определении победителя, а в развитии хореографии, в расширении горизонтов, в самовыражении танцоров и постановщиков. И это действительно интересно московскому зрителю: зал был полон. Радует, что такие непростые, необычные вещи привлекают внимание и не превращаются в междусобойчик непонятых творцов.

фестиваль экспериментального танца "Ключи"

Критериев оценок у жюри не было, т.е. работа победителя должна была сразить их наповал своей экспериментальностью, энергетикой, техничностью. Такая система оценивания, пожалуй, самая адекватная в рамках «Ключей», но нарекания в соцсетях она уже вызвала.

Интересно, на какие эксперименты шли танцоры в своих работах. Например, «Матрешки injazz» перемешивали хаус и контемп, следуя за музыкой: «Наш танец — это путешествие по пути ощущений: от рождения дыхания до торжества ритма. Природное дыхание усиливается, сбивается и в химическом соединении с внутренней энергией и физическим ощущением звуков создает состояние, близкое к гравитации. В этот момент земля не существует — мы существуем в звуке». И мы словно видели движения звука в пространстве.

фестиваль экспериментального танца "Ключи"

Танцевальная компания «Русский farfor» выбрала в качестве музыкального сопровождения Арию Альмирены из оперы «Ринальдо» Фридриха Генделя. Танцоры, одетые в черные лосины и водолазки, взаимодействовали друг с другом, импровизировали, изучали пространство вокруг себя, «пропевали» музыку чистыми линиями своего тела. «»#7″ — это постановка, которая основана на экспериментах на тему освобождения. Мы давно стараемся строить все наши работы на импровизации, на ощущении и состоянии друг друга… В этот раз не уходя от наших традиций, мы ещё внедрили такое понятие, как «свобода», то, как каждый из нас её понимает, как бы хотел прийти к ней и нужно ли приходить к понятию «свобода»?». Возможно, это тот случай, когда визуальных средств не хватило, чтобы выразить всю глубину заложенной идеи.

фестиваль экспериментального танца "Ключи"

Очень живую, яркую, лексически насыщенную работу показал Экспериментально-танцевальный театр «10thavenue». Четыре очень типичных девушки: одна — модная стерва, знающая себе цену, другая -забитая, вечно рыдающая девочка, третья — нервозная, ищущая себя, и четвертая — бой-баба в халате и бигудях. Играет вальс Свиридова, девушки заявляют о себе, в танце развиваются их характеры. За ними появляются четыре настолько же типичных парня: один – в тельняшке, с фингалом под глазом, второй – простой рубаха-парень, третий  — стильно одетый интеллигент, четвертый – маленький пианист, зацикленный исключительно на своих руках. Затем показана история отношений каждой пары. Ситуация довольна типичная, но насколько интересно это сделано. Оригинальная лексика, классическая музыка, безупречная актерская игра, острый юмор – все отточено и выверено до мельчайших подробностей.

фестиваль экспериментального танца "Ключи"

«ТАЭТ VREMYA» поражал смешением жанров и степенью абсурдности своей работы «Алиса в стране чудес». Это был спектакль со стихами, песнями, танцами. Все в нем было доведено до абсурда, до полной бессмыслицы, на каждом шагу создавался парадокс. Международная арт-группа «ТАЭТ VREMYA» известна своим «протестом против зависшего восприятия общества, обыденности и современной поп культуры». «Алиса» полностью соответствует концепции объединения: «После самоубийства офисного работника, Алиса следует за белым кроликом и попадает в повседневную жизнь, где персонажи, изображающие из себя театралов, Богов, рок-звезд, детей, музыкантов и простых людей, вдохновляются обыденностью».

 фестиваль экспериментального танца "Ключи"

Интересную, глубокую, живую работу показал «Ятеатр» — проект Виктории Янчевской и Александра Исакова. Это был номер о силе чувства, о том, как оно может вдохновлять или, наоборот, раздирать на части и убивать. На сайте «Ключей» слова Сергея Смирнова о современном танце в восприятии «Ятеатра»: «Сочетание психологического театра, партнеринга, драматического театра и чего-то ещё своего, очень нового и неожиданного». Сила эмоций и органичность лексики заставляли верить во все, что происходило на сцене. Это было просто и сложно одновременно. И это было словно только про них двоих, а будто бы и о каждом из нас.

фестиваль экспериментального танца "Ключи"

Победила работа Соны Овсепян «Черная женственность» (SONA HOVSEPYAN  DANCE COMPANY). На сцене появляются  четыре девушки, несущие в зубах пуанты. Они видят мужчину с аккордеоном: он проходит через всю сцену, садится на стул, и с этой минуты девушки себе не принадлежат: они растворяются в ритме, подчеркивают его, идут за мелодией. Их танец возникает как отклик на образы в музыке. Вдруг появляется очень высокая девушка на пуантах. Она выделывает различные па, арабески, прыжки, торопится за темпом, успевает заметить недовольные лица остальных четырех танцовщиц и попытаться жестами усмирить их злобу – и падает от изнеможения. А дальше «стая» побеждает отбившуюся от коллектива девушку. История, может быть, и не очень экспериментальная, но в ней столько юмора, самоиронии, лексических находок и ассоциаций, она такая живая и целостная, что, пожалуй, достойна награды.

фестиваль экспериментального танца "Ключи"

 

Споры на тему определения победителя в соцсетях уже разгорелись: какие критерии оценивания? что экспериментального в работе Соны Овсепян? и т.д. Критериев никаких на «Ключах» нет. Если бы, например, получить Гран-при должна была самая безбашенная работа, то стоило бы отдать его «ТАЭТ VREMYA».Видимо, «Черная женственность» в большей степени отвечает европейским требованиям к современной экспериментальной хореографии.
Да и вовсе не победа здесь главное. «Ключи» — это творчество, которого мало. Этот фестиваль вдыхает в современную российскую хореографию энергию, дарит ей новые возможности и открывает новые двери.

 Текст: Анна Юдина

Если Вам понравилась статья — не забудьте поделиться с друзьями и поставить ЛАЙК. Тогда мы будем знать какие статьи чаще публиковать.

 

Оставить ответ