Международный фестиваль современной хореографии IFMC

размещено в: STAGE | 0

C 22 по 27 ноября в Витебске прошел XXIX Международный фестиваль современной хореографии IFMC.

Ежегодно, уже почти 30 лет, город культурных традиций Витебск становится современной площадкой для танцевальных коллективов из разных уголков планеты.

международный фестиваль современной хореографии в Витебске

История фестиваля современной хореографии IFMC началась в 1987 году, когда рухнул «железный занавес» и хлынул поток,  который принес множество новых идей, требующих своего воплощения в том числе в новой пластике и хореографических формах. Тогда и возник сознательный интерес к танцу модерн на огромнейшей территории бывшего СССР.

В самом начале своего существования конкурс весьма отличался от современных танцевальных соревнований: он прошел долгий путь от брейк-данса и экзотической эстрады до свободного балета.

Конечно, за годы существования проекта сменилось не только несколько поколений участников, но и не одно поколение зрителей и групп поддержки, однако неизменным остается интерес к событиям фестиваля, который с каждым годом играет новыми красками и расширяет список стран участников.

Сегодня IFMC – это информационная площадка, где есть возможность не только обменяться опытом и мнениями, но и провести мастер-классы, повысить свой профессиональный уровень. Это насыщенная программа, которая продолжается на протяжении шести дней в одну из недель ноября. Мероприятия фестиваля проходят с утра и до позднего вечера. Так что же побуждает танцовщиков из разных стран ехать  в Витебск? Помимо радушной атмосферы, сюда приезжают еще и за новыми знакомствами, знаниями в теории и практике современных танцевальных направлений, и, конечно же, за объективной и честной оценкой судей, к чему организаторы конкурса подходят с особой тщательностью и педантичностью. В жюри приглашают самых выдающихся специалистов, которые ранее достигли высоких результатов в своей творческой деятельности. В нынешнем 2016 году судейскую линейку составили: Сяо Сухуа (профессор Пекинской академии танца),  Хорхе Крекис (докторант Лондонского университета Голдсмита), Ольга Житлухина (профессор, директор программы современной хореографии Латвийской Академии культуры), Раду Поклитару (художественный руководитель театра современной хореографии «Киев Модерн-Балет», народный артист Молдовы (2016), Юрий Троян (народный артист Беларуси, художественный руководитель балета Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь), Ева Йербабуена (художественный руководитель театра «Eva Yerbabuena Ballet Flamenco»). А экспертный совет по традиции возглавили известный музыкальный и театральный критик Лариса Барыкина (Россия), Светлана Гутковская (Беларусь) и Татьяна Ратобыльская (Беларусь-Германия).

Участниками соревнований стали 32 коллектива, среди них и гости из Эстонии, Литвы, Швеции, Молдовы и Китая.

международный фестиваль современной хореографии в Витебске

Конкурсная часть прошла в два этапа: первый тур закрытый, на котором присутствовали только международное жюри, экспертный совет и участники соревнования, второй – финал, прошел публично.

По правилам фестиваля победители получают награды и денежные премии. В этом году Гран-при было установлено в размере 5.000$, а премии лауреатов, в зависимости от степени, от 1.000$ до 3.000$. Кроме того, в нынешнем году был присужден и специальный призовой фонд, который распределился между обладателями специальных премий конкурса, а также особая премия имени Евгения Панфилова за лучшую хореографию.

международный фестиваль современной хореографии в Витебске

Судьи перечислили и основные критерии выбора победителей.

«Для меня самое главное — это идея хореографа, которая должна воплотиться его танцовщиками в очень оригинальной форме и на оригинальном языке», — поделился своими критериями оценки конкурсантов председатель жюри конкурса Сяо Сухуа.

С китайским коллегой солидарен и хореограф-педагог из Великобритании Хорхе Крекис, который подчеркнул, что в любой современной постановке важно, каким образом танцовщик доносит до зрителя идею автора посредством тела и средств выразительности, насколько оригинально само произведение.

А для белорусского хореографа Юрия Трояна важной составляющей стала профессиональный уровень всех тех, кто работал над созданием танцевальной миниатюры. Это работа не только постановщиков и артистов, но и труд звуко- и светорежиссеров, декораторов и костюмеров.

Как отметили хореографы Ева Йербабуена и Раду Поклитару: увиденное должно вызывать глубокие эмоции.

«Я жду потрясений, чтобы меня заставили плакать и смеяться», – признался народный артист Молдовы Раду Поклитару.

Оправдались ли ожидания судей?

На пресс-конференции было отмечено, что нынешний конкурс не принес громких открытий и не подарил новых имен в искусстве современного танца.

«Все отобранные в финал работы более-менее достойны представлять лицо этого конкурса. Техника танцоров поднялась выше, но мне не хватило глубины идеи в произведениях, точно выраженной мысли хореографов», — поделился своим мнением о конкурсных произведениях профессор Пекинской академии танца Сяо Сухуа. Он признался, что некоторые композиции были скучны, хотя и ожидал каждую секунду увидеть на сцене что-то оригинальное.

С этим мнением солидарны и другие члены жюри. Ни одна постановка не вызвала потрясения у Раду Поклитару: «Я на свободе, значит, в плен меня конкурсные работы не взяли». А Юрий Троян отметил, что конкурс имеет средний уровень.

Интрига, продолжавшаяся в течение нескольких дней, завершилась победой китайского хореографа Чжан Цян. Конкурсный проект «Мои меридианы» — далеко не первая работа постановщика из Поднебесной, которая принесла ему победу на IFMC: 10 лет назад, в 2006 году, китайский конкурсант увез на Родину Гран-при фестиваля. И в нынешнем году автор повторил свой триумф, прочно укрепив положение Китая в рейтинге представителей танца модерн.

Лауреатом первой премии стал совместный проект кафедры БГУ культуры и искусств и Мацея Кузьминского. Нельзя также не отметить высокий уровень постановок украинских авторов. Второй приз заслужено разделили два коллектива из Киева: «Табиле модерн балет» и Проект Екатерины и Анатолия Водзянских. Третья премия нашла своего победителя в лице эстонки Helin Jurman.

международный фестиваль современной хореографии в Витебске

Сам же фестиваль состоял не только из конкурсной части. Зрителям и гостям Витебска были показаны современные спектакли: премьерный балет «Жизель» театра «Киев модерн-балет» в постановке народного артиста Молдовы Раду Поклитару, спектакли «АхмадМоди» от «Compagnie Autre MiNa» (Фрация), «ТАМ» Йо Стромгена (Норвегия), танцевальные перфомансы «Маска» «2» DANCE COMPANY (Москва) и «Ice angels» от «E=MC2 DANSKONST» (Швеция). В рамках торжественного открытия конкурса были выставлены фотоработы и художественная экспозиция.

Автор: Александра Анищёнок

Фото: предоставлены пресс службой ГЦК «Витебск». Фотограф Алексей Карасёв

 

Если вам понравилась статья поделитесь с друзьями или оставьте свой отзыв и тогда мы будем знать каких материлов должно быть больше на нашем сайте.

 

 

 

Оставить ответ