Международный фестиваль современного танца Summeet в Ереване, 23-29 августа 2021

размещено в: STAGE, ЭКСПЕРТЫ | 0

Можно ли проводить фестиваль танца в стране, где кровоточат если не раны, то память? Где прошло всего восемь месяцев с окончания войны? В стране, в которой нет такого человека, кто не потерял бы родственника или знакомого? Ответ организаторов фестиваля Summeet (это слово означает по-английски «встречу в верхах», а на армянском – «укроп») в Ереване – да, можно. Ведь речь идет о современном танце, искусстве, которое давно перестало быть только развлечением и смело поднимает экзистенциальные темы: о жизни и смерти, любви и ненависти, насилии и, напротив, сочувствии, понимании.

Взять, например, одну из самых ранних и самых известных постановок модерна – «Зеленый стол» немецкого хореографа Курта Йосса. Она – о Первой мировой войне, вернее, о неспособности политиков предотвратить эту войну, о том, как дипломаты провалили переговоры и привели мир к катастрофе. Если обязанность политиков и дипломатов – не доводить до войны, то обязанность танцовщиков – танцевать, и пусть каждый исполняет хорошо свое дело.

На открытии фестиваля показали спектакль «Черный сад» (хореограф Валерия Каспарова для Kannon Dance Project) – о детях, переживших первую войну в Карабахе («Карабах» переводится с тюркского как «Черный сад»). К работе над спектаклем приступили 26 сентября прошлого года, а на следующий день началась вторая карабахская война. Накануне ереванской премьеры танцовщики из Петербурга побывали на военном кладбище, и их исполнение стало особенно эмоционально наполненным и трогающим. Валерия Каспарова показала на фестивале и другой свой спектакль, «Голоса», поставленный тоже для Kannon Dance на чудесную музыку современного композитора Тиграна Амасяна, стилизовавшего народные мелодии.

©фото Elen Gasparyan
«Черный сад»

Фестиваль прошел на площадках Оперной студии Ереванской консерватории, Малого театра Национального центра эстетики, Ереванском ТЮЗе, а также на улицах и площадях города, где швейцарец Фуфуа д’Иммобилите устроил танцевальную прогулку, Dance Walk (всего же Фуфуа прошел танцуя 850 километров по 12 городам мира). На прогулке полиция никого не задерживала – напротив, танцовщикам аккомпанировал Духовой оркестр Республики Армения, под который приплясывали и прохожие.

Программа фестиваля была составлена из спектаклей российских компаний и танцовщиков («Каннон Данс», хореографы Павел Глухов и Ксения Бурмистрова, Балет «Москва»), а также перформанса швейцарской компании «Cie Neopost Foofwa».

В Хореографическом колледже для всех желающих провели мастер-классы по джазу (Наталья Каспарова), современному танцу и современному балету (Балаж Бараньяй и Ксения Бурмистрова), технике Gaga и хореографии Марка Гёкке (Лилит Акопян). В  программу включили сеанс «Кинотанца» и «Армянский шоукейс», в котором участвовали около дюжины хореографов-постановщиков, работающих в стране и за рубежом.

©фото Tigran Arakelyan
«The call»

Вот об этом шоукейсе хотелось бы написать чуть подробнее, ведь зритель не из Армении очень мало знает о том, что происходит в этой стране в области современного танца. Некоторые даже сомневаются, что он существует, – и действительно, лет 5–7 назад танцевальное искусство здесь практически ограничивалось балетом и народным танцем. Сразу оговорюсь: и балет, и народный танец – это прекрасно, но у современного танца есть свой язык, своя стилистика и свои темы.

©фото Tigran Arakelyan
«Вавилон»

Молодые хореографы Армении не боятся острых вопросов: хореограф Ара Асатурян показал спектакль «Ее песни», с участием танцоров и драматических актрис, о трагической судьбе афганской поэтессы, погибшей от рук собственного мужа. Как часто, популярна тема (не)понимания: об этом – спектакли «Сбой связи» Ануш Саргсян, «Offline» Арсена Хачатряна и «Вавилон» – результат совместной лаборатории Армана Балманукяна и Валерии Каспаровой.

©фото Hayk Azaryan
«Ее песни»

Тему «нормальности» поднимает инклюзивная компания Ваана Бадаляна (спектакль «La vie en rose»), тему гендера – «Algiz» Нины Айрапетян и, в какой-то степени, «Mañana mañana» Лилит Акопян, где мужские роли исполняют танцовщицы.

Еще один распространенный сюжет – одиночество и неспособность любить – затронут в постановках Виктории Матвеевой «The Last Sense» для Balmanoukyan Dance Project и Валерии Каспаровой в ее дуэте «Come Away», который она прекрасно исполнила с Арманом Тиграняном.

Наконец, хореографы Арман Джулакян и Ара Асатурян откликнулись на тему войны, показав «#44» – постановку о 44-х днях войны длиной 44 минуты. Сначала исполнители танцевали с повязками на глазах – ведь и в начале войны жители Армении не получали полной информации о том, что происходит на фронте. Потом эти повязки упали, и открылась жуткая правда… Зрители по-разному воспринимали эту и другие постановки, но ведь таково назначение современного искусства – ставить вопросы и пробуждать дискуссии.

© фото David Babayan
«#44»

И еще об одной работе хотелось бы написать – «Duality» Лусине Давтян, дуэте двух танцовщиц, в котором мне показалась важна не тема (по мысли хореографа, это «раздвоение личности»), а техника испольнительниц, юных, но уже основательно подготовленных в студии Давтян. Эта техника отличалась мягкостью, скрытым эротизмом и образовывала одно целое с драматургией композиции. Как пока еще у немногих в Армении, у Лусине Давтян есть свой почерк, и я буду ждать новых работ ее студии.

Да и в целом у современного танца Армении всё еще впереди, и я уверена, что скоро это искусство встанет здесь вровень со своими сестрами – балетом и народным танцем.

Ирина Сироткина