Интервью с куратором фестиваля современной хореографии «Площадь свободы» Венерой Галимовой
— Чем Вас удивили в 2021-ом году хореографы и танцовщики Казани? Можно ли говорить о каких-то особенных чертах в творчестве местных хореографов и танцовщиков?
Сложно сказать о том, чем удивили нас танцовщики в этом году. Все наши участники — это уже “старожилы” фестиваля «Площадь свободы». В этом году, к сожалению, не было новых имён, кампаний, которых мы бы открыли для себя. Но постоянные участники фестиваля нас не подвели — они поддерживают нас и показывают свои новые работы.
Самое главное потрясение от фестиваля — это лаборатория с Юлией Арсен, хореографом, режиссёркой, перформеркой из Москвы. Для лаборатории с ней было отобрано восемь танцовщиков, которые представляли разные танцевальные стили. В течение пяти дней они работали над вниманием, ритмом, взаимодействием с партнером. Это был очень интересный опыт для танцовщиков, которые до этого не работали друг с другом, здесь они соединились на площадке — солистка Казанского театра оперы и балета, архитектор, психолог, хореографы со специальным образованием и просто любители.
Мы не можем сказать, что есть какой-то почерк или общие темы для танцовщиков, но можем видеть работу с национальной идентичностью. Она включает не только танец, но и визуальное искусство, этнические музыкальные инструменты, этнический вокал.
Если смотреть работы команды Нурбека Батуллы или Маши и Марселя Нуриевых, в них раскрывается, изучается, исследуется национальная идентичность — это такой новый виток в казанском современном танце, развивающийся последние 3-4 года. Это направление подхватывает всё большее число хореографов.
Прослеживается также интерес к перформативному и междисциплинарному искусству. В этом году у нас были представлены две работы зарубежных хореографов.
Мы очень рады, что на нашем фестивале у зрителей есть возможность посмотреть на абсолютно разный танец — это помогает осознать, что нет никаких рамок, нет общих характеристик, определяющих современный танец. Он может быть доступным и разнообразным.
— Как влияет фестиваль «Площадь свободы» на танцевальную жизнь в Казани? Консолидирует ли он танцевальное сообщество и что для него сегодня актуально?
Фестиваль, наверное, влияет не на всё танцевальное сообщество города, но на определённый круг точно. Мы рады, что у танцовщиков появляется новая площадка для трансляции своего творчества, где тебя никто не оценивает, воспринимает как есть, и у них есть возможность получить обратную связь, быть в диалоге со зрителем. Это очень ценно.
Если говорить о танцевальном сообществе нашего города, то танцевальная культура в нашем городе очень развита — у каждого направления есть свои сильные лидеры, свои фестивали, свои мероприятия. У нас есть большое желание, чтобы наш фестиваль стал площадкой, где собираются, пересекаются представители разных танцевальных культур и направлений. Что мы и делаем на наших лабораториях.
В прошлом году это была лаборатория с Анной Дельцовой. В этом году с Юлией Арсен. Проявляется интерес у представителей уличных танцевальных направлений, актеров. Это ещё маленькие шаги, мы все двигаемся в разных направлениях, но дополнительная площадка для самовыражения — это тоже очень хорошо.
Нет каких-то определенных тем, с которыми более глубоко работали бы танцовщики. То, что лежит в мировой повестке, то и интересно. И как я уже сказала, работа с национальной идентичностью тоже важный аспект. Все больше людей приходят к этому, все больше людей интересуется национальными аспектами в творчестве. Как национальная культура является частью мирового искусства. Но также чувствуется “оглядка” на европейские танцевальные компании.
Хотелось бы, чтобы хореографы поднимали более острые темы, в их работе была более глубокая рефлексия в самопознании, самоидентификации. На мой взгляд, нашим хореографам не хватает остроты, более ярко выраженного собственного языка, своего мнения, своего голоса. Надеюсь, в будущем это будет проявляться более ярко и активно, наши танцовщики станут смелее.
У нас очень сильные исполнители, владеющие разными танцевальными техниками — важно, чтобы появлялись мыслящие хореографы, которые смогут работать не только здесь в Казани, но и представлять наш регион на мировых площадках.
— Если подводить итоги фестиваля «Площадь свободы» 2021. Что он показал и какие новые задачи Вам захотелось поставить?
Программа этого фестиваля была очень насыщенной. Вечер современной хореографии, состоялись две премьеры от творческого объединения “Алиф”, две лекции, пятидневная лаборатория. Мы можем сказать, что такого ещё не было.
Мы благодарим наших партнеров — это театральная площадка MOÑ, экстрим-парк Урам, фонд поддержки современного искусства «Живой город». Фестиваль ещё раз показал, что у нас есть танцевальное сообщество. Современный танец у нас развивается, но ему есть куда расти.
Ещё раз хочется повторить, что у нас пока недостаточно смелых, ищущих, глубоко исследующих хореографов и исполнителей. Мы часто получаем письма, вопросы от российских хореографов, которые хотят к нам приехать, показать свои работы, принять участие в лабораториях. Четыре года мы были закрытым автономным сообществом. Сейчас думаем над тем, чтобы расширить географию участников и фестиваль «Площадь свободы» стал площадкой, где не только казанские хореографы и танцевальные компании смогут заявить о себе.
Мы будем очень рады созданию новых коллабораций — российские танцовщики будут интегрироваться в наши проекты, например. Нам необходим свежий взгляд, свежий воздух. Ещё одна наша цель — вызвать интерес у бОльшего количества людей из танцевального сообщества к нашему фестивалю.
Каждый раз делая фестиваль, мы думаем, что это в последний раз (смеется). Поэтому мы не знаем, когда будет следующий. Надеюсь, он состоится и откроет нам новые таланты. Главное, чтобы деньги были.
Интервью провела Светлана Польская
©фото обложки Зоя Рутер
©Dozado 2022