Танец с критикой

размещено в: STAGE | 0

Автор: Татьяна Знаменская

Прошедший в Калуге фестиваль поддержки молодых хореографов Танцсоюз оголил, возможно, на первый взгляд не самую явную и значимую тему для профессионального сообщества. Речь идет про отношения между критиками и творцами. Формат мероприятия предусматривал, что после показов спектаклей (а их за пять дней фестиваля было шестнадцать) зрители и эксперты встретятся на обсуждении с хореографом-постановщиком каждой работы и обсудят ее. Эта опция была прописана в условиях отбора участников фестиваля. Однако даже сами организаторы не ожидали той динамики, которая нарастала по мере просмотра работ и дискуссий после. 

Программу подготовили организаторы очень насыщенную. Помимо спектаклей, были питчинги, мастер-класс по грантрайтингу, встречи с продюсерами, квест, экскурсия, выставка фотографий Владимира Луповского и бесконечный нетворкинг. Фестиваль дал возможность завязать новые творческие отношения и освежить старые контакты. Различные форматы взаимодействия внутри танцсообщества можно тоже считать формой поддержки хореографов, когда в неформальной обстановке у участников есть возможность спродюсировать себя, свой проект и свою команду.  

Обсуждение спектакля Евгении Сизминой
©фото — Татьяна Матвеева

Именно об этом говорили и организаторы фестиваля. «Танцсоюз – это в первую очередь фестиваль про продюсирование, причем в разных смыслах, — говорит организатор фестиваля Елена Панасенко. – Приезжают коллеги из разных регионов, смотрят работы и могут найти для своих проектов и фестивалей новые спектакли. Знаю, что некоторые хореографы уже получили приглашение от Архангельского театра драмы, его директор Сергей Самодов приезжал на фестиваль. Ирина Брежнева пригласила некоторых участников к себе на фестиваль «3DВИГ» в Киров. На показах каждый день были эксперты «Золотой маски». Если какая-то работа с фестиваля Танцсоюз попадет в лонг-лист этой премии, то будем считать это нашим общим успехом».

Одной из сильных сторон фестиваля стало тотальное разнообразие спектаклей. Один на другой не похожие, вместе они представляли некий срез тем, форм и направлений, которые волнуют творцов и заставляют выносить в сценическое пространство внутреннюю боль и переживания. И если общий фон происходящего в обществе и в мире не сильно позитивен, то сцена как лакмусовая бумага и проявляла эти настроения.

«Reservoir» (хореография Александры Столяровой, Любови Савчук)
©фото — Татьяна Матвеева

По условиям фестиваля после каждого показа проходили дискуссии. И совершенно оголенные эмоционально хореографы шли обсуждать свою работу со зрителями и экспертами. И обратная связь не всегда была сладкой булочкой с повидлом. Выдерживали не все. И как бы не старались организаторы снизить градус эмоций, уйти от оценочных высказываний невозможно. Любая обратная связь – это всегда чье-то субъективное мнение. Нужна ли вообще критика хореографам и как для себя выстроить отношения с ней, мы спросили участников и экспертов фестиваля. Публикуем некоторые мнения на этот счет. 

Лариса Барыкина,  эксперт фестиваля, музыкальный и театральный критик, арт-директор Международного фестиваля современной хореографии «НА ГРАНИ»:

Формат с обсуждениями нужно продумывать, дискуссии необходимы, потому что в современном танце практики такой немного. К сожалению, критиков и исследователей не так много, как скажем, в опере и балете. 

Надо понимать, что критика – это не приговор. Во-первых, это рефлексия, размышление, анализ. Во-вторых, это всего лишь частное мнение человека с определенным опытом и специалиста в этой области. Можно его принять к сведению и пойти дальше, а можно и не принимать. Те, кто вообще ничего не воспринимает, как правило, люди с больными амбициями и не очень большого таланта. Это из моих наблюдений за почти 40 лет работы в профессии. Большие таланты находят в себе мужество получать серьезную критику, по сравнению с чем все наши обсуждения – это просто поглаживания по головке. 

Лариса Барыкина
©фото — Татьяна Матвеева

В современном танце есть еще одна проблема. Многие танцовщики-исполнители считают себя творцами. Они так изначально воспитаны. Но при этом им не привили чувство ответственности художника. Свобода высказывания — это не вседозволенность. И когда такие “творцы” получают соответствующую реакцию, то травмируются и удивляются. У них нет понимания: ты публичный человек, и тебя будут оценивать. Раз ты пошел в эту профессию, то должен быть готов, что о твоей работе могут говорить всерьез и по гамбургскому счету. А они не готовы.

Единственное, что я могу всем посоветовать: держите удар! И старайтесь воспринимать не эмоциями, а головой. 

«Тонкие линии» (хореография Евгении Сизминой)
©фото — Татьяна Матвеева

Александр Гурвич, эксперт фестиваля, основатель и художественный руководитель Танцевальной компании «Окоём»:

Я вижу много позиций, когда критика уместна, и знаю случаи, когда не уместна совершенно. Речь здесь и далее пойдет о качественном, профессионально ориентированном анализе, исключающим сугубо личную, эмоционально окрашенную позицию. 

Александр Гурвич
©фото — Татьяна Матвеева

Критика уместна, когда речь идет об индустрии. В тех случаях, где на производство художественной работы выделены материальные средства или иные ресурсы. Художник начинает нести ответственность не только интеллектуальную, но зачастую и материальную, перед продюсерами или спонсорами. Здесь критика является инструментом управления и коррекции художественного процесса, начиная диктовать определенные правила, выступая в роли представителя индустрии заказчика. Формируется собирательный образ, в рамках которого можно предположить, что работает, а что нет. Какие условия и требования окажут влияние на формирование успешного с точки зрения зрительского восприятия продукта. В этом случае автор отчасти вынужден отказаться от творческого суверенитета и потерять абсолютизированную индивидуальность высказывания. Безусловно, это компромиссный путь, где все участники процесса знают правила игры.

Неуместность критики видится в тех случаях, когда автор не испытывает потребности в подобного рода деятельности применительно к своей работе. В тех случаях, когда художник, эмансипированный от внешних форм материальных коммуникаций любого уровня, не имеет запроса на обсуждение своих творческих поисков, справедливо полагая, что заинтересованные лица сами проголосуют за него каким-либо способом.

«Запах полыни» (хореография Анастасии Мироновой)
©фото — Татьяна Матвеева

Свобода художника лежит в границах правил, где он рассчитывает на свои собственные ресурсы и энтузиазм участников процесса. Очевидно, что существуют ограничения иного порядка, не связанные напрямую с материальной составляющей процесса. Однако в выборе тем, в способе высказывания автор свободен. Продукт его творения может понравиться двум человекам, возможно трем, но от этого автор не перестает быть художником.

Очевидно также, что мы живем не в безвоздушном пространстве: социальный запрос, мнение друзей и коллег, общий культурный и зачастую политический контекст создают маркеры, учет которых, также как и их игнорирование, является проявлением авторской позиции. В этом случае критерием успеха и уверенности в правильности выбора художника будет опора как на собственное ощущение, так и на зрителей, разделяющих с ним эту позицию.

Подводя итоги, следует задать вопрос: “Возможно ли существование творческого процесса без критики?”. Исходя из собственного опыта наблюдений, могу сказать, что да. Иной вопрос: какие задачи ставит перед собой автор и какими темпами он будет их решать.

Виктория Арчая, хореограф, участник фестиваля:

Мне кажется, эксперты во время обсуждений пытаются дать понять, где ты сейчас с точки зрения профессии и мастерства и куда можно идти еще дальше.

Надо уметь слушать обратную связь. Оставаться с холодной головой, открытым сердцем, очень спокойно принимать и пробовать. Без этого невозможно двигаться вперед. Часто мы не можем точно понять свою профессиональную локацию: где я сейчас, на каком уровне. Когда мы танцуем, не всегда можем верно уловить качество нашего движения, сложно понять изнутри. Кажется, что я все сделал идеально, а потом смотришь и видишь, что сегодня тело транслировало задачи вовне совершенно иначе. Я еду на фестиваль не за конфетами, мне интересно получить любую обратную связь. Я хочу быть в диалоге со зрителем. 

Виктория Арчая
©фото — Татьяна Матвеева

Например, для меня самое сложное в работе – это соединение сцен между собой, эта калейдоскопичность, слайдовость, которую отметили в работах эксперты. Она есть у нас всех. Нас не учили, как это делать, как найти свой способ сшивания и сращивания сцен. На фестивале, осмысляя обратную связь от экспертов и зрителей, есть возможность выцепить эту информацию. Именно в этом и ценность процесса — когда мы делимся опытом, то можем в открытой беседе найти новые решения.

Нужно быть жадным до этого, выхватывать ценные моменты и не попадать в зону личного закрытого пространства, когда ты зумируешься сам в себе и не готов воспринимать ничего извне. Не надо относиться к сказанным словам как к критике. Да, все равно в ней будет оценочность. Это искусство, и всегда кому-то что-то нравится, а кому-то нет. Но тем оно и прекрасно: палитра точек соединения со зрителем и наблюдателем безгранична.

 Софья Горлова, хореограф, участник фестиваля

Я была готова к любому исходу событий, который происходит во время обсуждений. Возможно, поэтому мне было абсолютно спокойно принимать все: критику и положительную обратную связь. Я приучила себя в какой-то момент к восприятию без внутренних обид. Я просто принимаю информацию, внутри себя профильтровываю и что-то откладываю.

«Хрупкие связи» (хореография Софьи Горловой)
©фото — Татьяна Матвеева

Случай в опере

Хореограф Марко Гекке вымазал фекалиями своей таксы критика авторитетной немецкой газеты (FAZ) на премьере балета «Вера — Надежда — Любовь» в Ганноверской государственной опере. Скандал произошел на глазах зрителей, когда хореограф во время антракта подошел к Вибке Хьюстер (критику) со словами, что она годами несправедливо критикует его постановки и оскорбляет. После чего достал из кармана пакет с собачьими фекалиями и вымазал ими лицо женщины. Вибке Хьюстер расплакалась, а хореограф ушел.

Газета подала в суд на Марко Гекке, обвинив его в спланированном нападении. В свою очередь Ганноверская опера расторгла контракт с Гекке, хотя он принес официальные извинения Вибке Хьюстер, но довольно своеобразные. Хореограф объяснил свой поступок состоянием аффекта и напряжением из-за двух больших премьер, но также попросил понять причины его поступка, словно он долго терпел и наконец-то гнев вышел. Газета сочла его извинения неискренними. Ну, а Гекке уже этим летом будет курировать постановки молодых авторов в Баварском государственном балете Мюнхена, который не отказался сотрудничать с хореографом после этого инцендента (по материалам Meduza, признано в РФ иноагентом).

Автор Татьяна Знаменская

©фото Татьяна Матвеева

©Dozado 2023