Что в питчинге тебе моем?

размещено в: STAGE | 0

Автор: Татьяна Знаменская

Фестиваль Танцсоюз собрал в Калуге в Инновационном культурном центре профессиональное сообщество хореографов современного танца. Пять дней плотной программы, шестнадцать спектаклей, столько же обсуждений с экспертами и зрителями. Страсти накалялись, эмоции то кипели, то остывали. Одним словом, активный творческий процесс, в котором участвуют люди неравнодушные, увлеченные и сопереживающие.

В рамках фестиваля проходила одна сессия, на которой отобранные заранее хореографы выступали с презентациями своих еще не поставленных спектаклей. Задача для всех участников была одна – предложить свою версию известной сказки «Снегурочка» А.Н.Островского. Этот проект родился в рамках «Лаборатории для хореографов», которую художественный руководитель международного фестиваля современного танца «DanceInversion» Ирина Черномурова и ее ассистент, независимый продюсер Маргарита Мойжес проводили в 2021 году все в том же калужском ИКЦ. Лаборатория закончилась, а двадцать ее участников не захотели расставаться и продолжали поддерживать контакт с организаторами, встречаясь онлайн.

Маргарита Мойжес (слева) и Ирина Черномурова (в центре)
©фото Татьяна Матвеева

В кулуарах фестиваля Танцсоюз мы поговорили с Маргаритой Мойжес о том, как появилась идея такой сессии, какими вышли «Снегурочки» и зачем хореографу уметь структурировать свои мысли.


Маргарита, в программе ваша сессия значится так – «Питчинг для проекта фестиваля «DanceInversion». Для чего нужен питчинг хореографу?

Питчинг визуализирует художественную концепцию. Само слово «питчинг» пришло к нам из киноиндустрии, там это работает давно. Когда художник ищет финансирование под проект, ищет продюсера, то он, посредством презентации проекта делает визуализацию своих мыслей и представляет сам свою будущую работу.

Как говорит один известный американский менеджер, искусство продает невидимое. Покупая билет в театр, вы не знаете, что вы покупаете. Это не поход в магазин, когда вы можете сначала потрогать ткань, померить модель, увидеть цвет, а уже потом решить, купите или нет. Вся рекламная кампания, которая существует в сфере искусства, должна убедить зрителя, почему он должен отдать именно вам две своих ценности: деньги и время. Продюсеры, которые успешны в своей работе, понимают эти механизмы.

Маргарита Мойжес
©фото Татьяна Матвеева

В российском сегменте современного танца индустрия, как таковая отсутствует. Есть индустрия кино, и она работает успешно. Все знают, кто снимает картину, то есть создаёт продукт. Есть посредники, в виде фестивалей, агентств и кастинг директоров. Именно они могут найти, кто этот продукт купит. И есть те, кто покупает продукт. То есть когда автор начинает создавать продукт, он знает, как и куда его потом продать. Эта схема работает в любом бизнесе.

Пока такой схемы нет даже в среде драматических театров. Она только формируется. Потому что драматические артисты много работают в кино.

Можно ли научить этому навыку?

Питчингу надо учиться. Я знаю, что художнику достаточно сложно сформулировать свои мысли. Даже зная все, они не умеют внятно донести свою мысль, потому что их не этому учили. Однако когда они, например, придут к спонсору, им нужно будет рассказать и представить свой проект.

Откуда возникла идея провести питчинг-сессию?

Вообще мы не собирались продолжать Лабораторию, но за десять дней ее работы сложилась очень теплая атмосфера. Никто не ревновал к успехам другого, ребята поддерживали друг друга. Они просто не захотели расстаться чисто по-человечески. И мы решили продолжить встречи в онлайн. Я к тому времени вернулась к себе в Германию. После февральских событий нас всех, конечно, тряхнуло. Я понимала свою педагогическую задачу в том, что ребят нужно поддержать, чтобы они не чувствовали себя брошенными, вернуть их в творчество, вернуть их в их мир. Мы проводили онлайн-встречи, на которые я приглашала в том числе и своих друзей. Мы говорили о режиссуре, о кино, о драматургии. Ни о каких питчингах тогда вообще не было мыслей. Это были встречи для поддержки друг друга. А потом я предложила им для обсуждения две темы, одна как раз была про «Снегурочку» Островского. И как-то так завертелось. А дальше работа уже перешла в формат индивидуальной.

Как вы готовили хореографов к выступлению и презентации своих спектаклей?

У всех было одно задание – представить танцевальный спектакль своей версии «Снегурочки». Я попросила подумать над концепцией, описать творческую команду, с которой хотелось бы поработать. Я ни в чем ребят не ограничивала, хотелось, чтобы это были личные истории. Из двадцати человек примерно половина захотели принять участие.

Я задавала им огромное количество вопросов, на которые они иногда не знали ответов. Когда мы определялись с темой, я спрашивала: «Что ты хочешь сказать?». Хореографам было сложно ответить, им было трудно сформулировать мысли. Мы искали, что такое конфликт, от какого лица будет идти повествование. Мы обсуждали, как выстраивать фабулу, истории, т.е. учились драматургии в буквальном смысле слова. Им было сложно, они не понимали. Были слезы, некоторые говорили, что они готовы уйти из проекта. К финалу дошли шесть человек.

А дальше, когда решена идеология спектакля, то начинали думать о художественном воплощении спектакля. Ребята спрашивали: а зачем нам об этом думать сейчас? Я объясняла, что хореографу надо влюбить в свой проект, надо рассказать так, чтобы его захотели купить. Мы же не ходим на свидание в чем попало. Мы хотим понравиться.

Я уже говорила, что во многом работа шла индивидуально. Кому-то требовалась помощь, чтобы научиться отбирать из множества идей одну. В другом случае моя педагогическая задача состояла в том, чтобы помочь человеку поверить в себя.

©фото Татьяна Матвеева

Какова структура питчинга?

В питчинге очень жесткая структура и тайминг. Автор выступает с небольшой презентацией, в ней он представляет тему, жанр работы, дает описание фабулы, типажи и характеры героев. Также рассказывает о цветовой палитре спектакля, показывает референсы на костюмы и оформление сценического пространства. В презентации есть раздел про творческую команду (композитор, художник по свету, по костюмам и т.д.). Все должно быть красиво оформлено. Большим плюсом будет видеовизуализация будущего спектакля на основе референсов.

В Европе 20 минут дается автору на презентацию проекта, и 10 минут уходит на обсуждение. Меньше времени давать нельзя, иначе ни о чем другом, кроме как о тайминге автор думать не сможет. За три минуты невозможно донести мысли и влюбить в своей проект. Скажу больше, когда на западе хореограф делает питчинг, танцовщики еще танцуют немножко. То есть можно увидеть, каким будет хореографический язык.

Бытует мнение, что хореографу сложно уложиться в некую логическую структуру. Он художник, творческий человек, его мозг работает по-другому. Вы согласны с таким утверждением?

Не могу согласиться. Я знаю примеры, когда оперный режиссёр присылал раскадровку двухчасового спектакля. В ней было решение каждой сцены. Это очень профессиональный подход.

Когда есть четкая структура, понимание того, что хореограф хочет рассказать зрителю, то ему проще придумать хореографический язык. Я помню, когда на нашу Лабораторию приезжал хореограф Хофеш Шехтер, он учил ребят отбору лексики для постановки. Было одно занятие, на котором Шехтер попросил участников импровизировать, а потом спрашивал, какую тему каждый взял. А потом еще уточнял: «Какое движение, соответствующее этой теме, ты бы выбрал?». И ребята входили в тупик. Их этому не учили, они не понимают, как это соединить.

На мой взгляд, у нас суперотсталое образование в хореографии. Надо менять образовательные программы. Я все время удивлялась: вот кафедра хореографии, а рядом кафедра режиссуры, на которой есть методика, как воспитывать режиссера, актера. Тоже самое в музыкальных отделениях: есть методики, как готовить композитора, исполнителя. Это я к чему? Что везде есть форма. И ее уже можно наполнять современным содержанием. В хореографии же на протяжении многих лет идет спор о свободе личности, о вседозволенности. Но любая свобода ограничена.

Можно ли сравнить российских и европейских молодых хореографов? В чем будет различие?

Европейские образованнее. Не могу сказать, что они более талантливее, чем российские. В Европе хореографов учат отдельно от танцовщиков. Технику Хосе Лимона преподают для танцоров по одним методикам, а для хореографов по совсем другим. Потому что, когда вы учите исполнителей, ваша задача – развить его тело. Когда учите хореографов, то задача – развить его воображение, его голову. А когда учите педагога, то учите человека передавать знания. То есть обучение должно быть разным.

Какие точки роста вы видите для российских молодых хореографов?

Надо больше учиться и идти в глубину. В России много очень талантливых ребят. Те шесть хореографов из нашей Лаборатории, которые выступали на питчинге со своими «Снегурочками», представили шесть абсолютно непохожих друг на друга версий. Была и драма, и трагедия, и трагикомедия и ироничные спектакли и.т.д.

Я бы на курсе хореографов ввела бы такие предметы, как драматургия, продюсирование, режиссура спектакля и многое другое, хотя бы ознакомительно. Это все нужно. Мне кажется, что мы все время немножко отстаем, уже пора перестать.


Александр Любашин, преподаватель и со-куратор программы магистратуры «Художественные практики современного танца» Академии русского балета им. А. Я. Вагановой; со-разработчик и со-куратор программы бакалавриата «Искусство современного танца» СПб Государственной консерватории им Н. А. Римского-Корсакова:

«В Академии им. А. Я. Вагановой у магистров программы «Художественные практики современного танца» есть дисциплина, связанная с продюсированием. Она называется «Экономика исполнительских искусств», включающая в себя разделы «Экономика и маркетинг исполнительских искусств» и «Проектный менеджмент».

Если говорить про бакалавриат, то блок по продюсированию сейчас разрабатывается. Он начнется у студентов с сентября и будет идти год. Это будет модуль про организацию индустрии, чтобы выпускник понимал ее структуру и знал, как и где искать нужного специалиста».


Виктория Арчая (г. Москва), хореограф, участница лаборатории DanceInversion:

«Для меня было ценно, удивительно и впервые создавать спектакль, ни секунды не попробовав его реализовать телесно. Спектакль рождался в уме, в воображении. Обычно я интуитивно создаю работу, вхожу в процесс и в нем нахожу что-то еще. Иногда спектакль вообще рождается из какого-то одного впечатления или ощущения, когда меня просто захватывает или поглощает явление, и я не могу остановиться.

При подготовке к питчингу было все совсем по-другому. Нужно было как будто сразу создать определенную сетку. Это не значит, что её потом нельзя ломать – менять можно все и всегда. Но очень нужна структурность, ясность и чёткость: порядок сцен, что и где происходит, кто и куда пошел, какие характеры у героев, ясное создание мира, в котором происходят все события. 

С Маргаритой Мойжес мы 2,5 месяца встречались в онлайн-формате. Мне было ценно искать и подбирать точные слова к тому, что я хочу сказать зрителю. И это было сложно.

Но в итоге у меня впервые в жизни есть выстроенный только в голове спектакль. Мне осталось лишь создать к нему хореографию».


Анастасия Чалова (г. Краснодар), хореограф-постановщик, участница Лаборатории DanceInversion:

«Современному хореографу необходимо обучаться многим смежным профессиям. Есть хрестоматийные вещи, которые мы изучаем в вузах, а есть навыки, которые нам понадобятся непосредственно в профессии и жизни. Умение преподать себя, структурно и емко излагать свои мысли — это крайне важные навыки сейчас, когда мы становимся зависимыми от продюсеров, от финансовых потоков.

Я бы вообще ввела в учебный процесс ораторское искусство и психологию в преломлении к жизни. К сожалению, этих дисциплин нет в наших образовательных программах. Поэтому приходится добирать знания на сторонних тренингах.

Структурная подготовка к питчингу даёт чётко понять, какими способами ты будешь достигать цели, какие декорации или элементы визуализации понадобятся, какие приемы ты будешь использовать. И когда появится музыка, то останется только сочинить лексический материал, характерный для конкретного спектакля. Такая подготовка на старте избавляет от многих проблем потом во время плотной работы над проектом. Если хореограф не понимает, о чём хочет говорить со зрителем, если не понимает структуру своей постановки, внутренний подтекст, то он никогда в жизни не расскажет другим людям, о чем его работа».

Автор Татьяна Знаменская

©фото Татьяна Матвеева

©Dozado 2023