«Вернувшиеся»: призраки Ибсена

размещено в: STAGE | 0

1 декабря в Москве состоится премьера иммерсивного шоу «Вернувшиеся» по мотивам пьеса Генрика Ибсена «Привидения». Создатели шоу – режиссеры нью-йоркоской театральной компании JourneyLab  Виктор Карина и Мия Занетти и продюсеры Вячеслав Дусмухаметов и Мигель, наставник шоу «ТАНЦЫ» на ТНТ.

вернувшиеся, мигель, иммерсивное шоу, dozado, journeylab

Все 50 комнат особняка в Дашковом переулке переделаны под викторианский стиль, для спектакля здесь дополнительно проложили 15 км проводов и установили несколько тонн звуко- и свето-оборудования.  Пьесу Ибсена одновременно будут разыгрывать18 актеров, которых полгода обучали  новому  для них способу взаимодействия со зрителем. При этом техника актеров будетоснована на главныхзаветах Станиславского. Сам Станиславский и его ученик Мейерхольд ставили эту пьесу, однако долгое время она была запрещена в России.

вернувшиеся, мигель, иммерсивное шоу, dozado, journeylab

«Было очень интересно работать эти полгода. Мия и Виктор дали нам новую технику, которую не дают в театральных российских институтах. Во время обучения мы  занимались познанием себя и героя, преодолевали во многом какие-то внутренние преграды.  Мы знаем, как справиться с любой непредсказуемой реакцией со стороны зрителей. Есть герои, которые обладают возможностью подарить индивидуальный опыт зрителю»,  – Михаил Половин, исполняет роль Освальда.

Пионерами иммерсивного театра считаются британцы Punchdrunk, которые стали известны миру благодаря шоу Sleepnomore, который ужевосемь  лет идет в Нью-Йорке – шекспировский Макбет в стиле фильмов Хичкока. Участники JourneyLab  в начале 2016 поставили в Нью-Йорке приквел к «Привидениям» — TheAlvingEstate. И уже весной американские режиссеры и Мигель начали работать над мировой премьерой шоу в Москве. Сам Мигель побывал на Sleepnomoreцелыхвосемьраз и разгадал режиссерский план постановки, и этот опыт помог ему в создании «Вернувшихся». Во время всего трехчасового спектакля он сидит в маленькой комнатке с мониторами, на которых видны все комнаты особняка,  и непрерывно следит за процессом.

вернувшиеся, мигель, иммерсивное шоу, dozado, journeylab

«На шоу я нахожусь в ПТС-ке, смотрю через  камеры. Я слежу за звуком и за светом, выбегаю из комнаты, если что не так. Все , что здесь сегодня происходит – это в принципе, был  кот в мешке – я не знал кто это ( JourneyLab- прим.ред.), что это, такой большой театральной работы у них не было, кроме эксперимента, который они сделали с Ибсеном в Бронксе. Я изначально верил, что все получится. После восьмого раза на Sleepnomore  я уже знал принципы иммерсивного театра и знал как это сделать. И здесь мы слились в непонятном экстазе, три месяца полноценного продашна, я не имею ввиду тренингов, которые мы проводили в течение полугода . Такие спектакли не делаются за границей за такой срок, обычно это два-три года. Punchdrunk готовил Sleenomore около двух лет. Актеров было несложно обучить, сложно подобрать. Я ставил пластику под каждого человека конкретно  — изучая его тело и возможности. Мы все это рождали вместе на репетиции.  По реакции зрителей мне кажется, что все получилось» — Мигель.

вернувшиеся, мигель, иммерсивное шоу, dozado, journeylab

Представьте, что вы попали в фильм. Или компьютерную игру. Вы можете идти, куда захочется, рассматривать, что привлекает внимание и следить за героями фильма, оставаясь при этом невидимым.

Уже в начале вам говорят: «Не прикасайтесь ни к живым, ни к мертвым». Надев маску, вы становитесь безликим призраком, блуждающим по комнатам старинного особняка и наблюдающим отношения обитателей этого дома. Они стоят рядом с вами и разговаривают друг с другом, выбегают из комнаты, постоянно перемещаются по четырем  этажам, а ты выбираешь, за кем тебе следовать в этом бесконечном, как кажется сначала,  лабиринте комнат, потайных ходов и лестниц. При этом все помещения окутаны дымкой, освещение приглушенное, а из каждого  уголка дома доносится музыка, которая то затихает, то становится невероятно громкой, создавая особый эмоциональный эффект. Музыкальное оформления шоу делал лидер TherrMaitz Антон Беляев.

вернувшиеся, мигель, иммерсивное шоу, dozado, journeylab

Каждая комната наполнена таким количеством старинных предметов, что невольно вспоминается Станиславский и его любовь к вещи подлинной, небутафорской. Столько деталей в интерьере, что глазу невозможно все охватить, однако ты можешь все трогать, брать в руки и рассматривать. В то же время это не просто жилой дом, он несколько ирреален, киношен – следы обгорелостей на стенах, оборванные обои, запылившиеся койки детских кроватей – как будто дом заброшен много лет и в то же время в нем кто-то обитает. Потому что действие пьесы Ибсена, которую по всем канонам уже упомянутого Станиславского играют актеры, идет параллельно с другим действием, поэтому и Освальда два, и Регины. Как будто пьесу нашинковали, добавили туда мистики и эротики, недосказанностей, полунамеков, что отдает триллером в стиле «Багрового пика» и эротикой из «С широко закрытыми глазами».

вернувшиеся, мигель, иммерсивное шоу, dozado, journeylab

Зрители первое время робко ходят по комнатам, однако спустя час, когда действие уже разгоняется, они входят во вкус и бегают за актерами. Трогать предметы в основном все бояться, хотя как оказалось, можно было все брать в руки и рассматривать сколько душе угодно.

«Русские зрители в отличие от американских зажатые и скромные, я наблюдала за ними. Американцы очень агрессивные, они бегают, все хватают, даже ломают – они хотят выиграть», — говорит режиссер МияЗанетти.

Как писали американские критики, это все больше похоже на нарезку галлюцинаций, чем на спектакль. Но что такое спектакль сегодня, если не то, что происходит со зрителем во время просмотра.

вернувшиеся, мигель, иммерсивное шоу, dozado, journeylab

Отзывы зрителей:

«Очень необычно, что это в отдельном здании, ты не знаешь его планировку и не знаешь, что тебя ждет. Первое время ты его исследуешь и пытаешься сориентироваться. Это новый опыт и это интересно», — корреспондент Радио «Культура».

«Я нахожусь под очень глубоким впечатлением. Меня поразили масштабы работы, декорации, звуковое оформление, великолепная атмосфера и полное погружение. Мистика и мрачность, которые здесь воссоздаются, как холод пробирают до костей, заставляет все пропустить через себя», – зритель Никита, продюсер.

вернувшиеся, мигель, иммерсивное шоу, dozado, journeylab

«Мне очень понравилось это полное погружение и маски – ты не видишь реакции других людей и сам получаешься безликим, сливаешься с толпой и можешь наблюдать за жизнью других людей»,  – зритель Алина, журналист.

«Ты действительно задействован в представлении, переживаешь чувства вместе с героями. Ты сам складываешь для себя пьесу как паззл, особенно если ты не был знаком с оригиналом пьесы. Очень много находок по драматургии и по танцу. Во время всего действия чувствовала себя абсолютно комфортно, хотя обстановка была  давящая, но я была готова стать частью процесса, я знала, на что шла. Неподготовленный зритель возможно будет пугаться, если его вдруг возьмут за руку и поведут куда-то . – Варвара Шиленина, 3 сезон шоу «ТАНЦЫ» на ТНТ.

вернувшиеся, мигель, иммерсивное шоу, dozado, journeylab

«Я прихожу уже второй раз, и в этот раз я четко понимал, чего хочу, куда идти и что смотреть. Второй раз также окунаешься с головой в спектакль, и можешь увидеть то, что не успел в первый раз. Мне нравится взаимодействие с актерами и как они передают атмосферу. Я бы приходил сюда еще и еще, пока не увидел бы всего», – Влад Ким, 2-ой сезон шоу «ТАНЦЫ» на ТНТ.

 

Текст: Нина Кудякова

Фото: предоставлены организаторами

Оставить ответ