«Завод машин» — индустриальный балет к юбилею ЗИЛа

размещено в: STAGE | 2

ДК ЗИЛ  — памятник конструктивизма, наследие индустриальной эпохи  – отмечает в этом году свое 80-летие. В честь юбилея в нынешнем Культурном центре  ЗИЛ премьера —  танцевальный спектакль «Завод машин» в исполнении Балета Москва и ансамбля «Студия новой музыки».

Завод машин, балет москва, кц зил, dozado

Юбилей ЗИЛа совпал  со столетием революции, которое некоторые даже празднуют, но в основном  все переосмысляют бурления вековой давности в умах и искусстве. Таким насыщенным не было ни одно начало века, когда идеи  и направления  росли как грибы после дождя. Запоздавшая индустриализация в России и строительство нового светлого будущего  послужили фетишизации машин.

«Завод машин» — это музыка молодого композитора Андрея Кулигина, сыгранная ансамблем «Студия новой музыки» (дирижер Филипп Чижевский), и хореография Анастасии Кадрулевой и Артема Игнатьева, исполненная танцовщиками Балета Москва. Андрей Кулигин — выпускник Московской консерватории (ученик Владимира Тарнопольского), победил на конкурсе, объявленном ДК ЗИЛ, на лучшую партитуру балета. Кадрулева и Игнатьев –  хореографы, пополнившие  репертуар  театра «Балет Москва» своими постановками: «Эквус», «Времена года», «Дюймовочка». И композитор и хореографы ставили перед собой задачу исследовать взаимосвязь машин и людей, «машинность» тех и других.

 

Оркестр постепенно рассаживается  перед сценой, последним входит дирижер, внезапный удар по металлу и конструкция из танцовщиков на сцене приведена в движение – завод начал работу. Двенадцать танцовщиков труппы современного танца (все?) в серых майках и шортах соединяются в перекатывающийся по сцене механизм, периодически распадаясь и снова собираясь. Выезжают сверху длинные трубы, образуя прямые линии будто на полотнах Кандинского, в глубине сцены дымят короткие трубы будто завода. Музыка осторожно настраивается, скрипки и барабаны напоминают вступление «Весны священной»Стравинского. На сцене в руках у танцовщика появляется красный флаг, другой читает  агиттекст в рупор. Музыка ускоряется до «Время, вперед!» Свиридова, люди на сцене вышагивают словно роботы, переставляют невидимые коробки, становятся частью конвеера, биомеханически бегают назад. «Работать пора!» — гласят в рупор, и в голове проносятся слова: индустриализация, коллективизация, НЭП, пятилетки, светлое будущее, строим, строим, строим. Не построили. Зацикливание движений, промотка их назад. Уже не понять — машина для человека или человек для машины?

Кульминацией становится часть с холодильником (конечно ЗИЛ) – он спускается в дымке будто с небес, и музыка звучит таинственно и тихо, каждый из танцовщиков по очереди появляется на сцене и двигается заворожено, медитативно. Похоже на результат импровизаций, в которых тела танцовщиков максимально комфортно и амплитудно двигаются. Синим мягко освещен задник сцены, теплые лучи пробиваются сквозь дымку и посреди сцены холодильник  – идиллия, «утро на кухне».

«Завод машин» — настоящий именинный пирог для Культурного центра ЗИЛ, который вписывается в контекст нашей сегодняшней культуры переосмысления прошлого века.

Текст: Нина Кудякова

Фото: Александра Кияткина, предоставлены ЗИЛом

2 ответов

  1. Поправьте, пожалуйста, опечатку: фамилия композитора Кулигин.

Оставить ответ