Автор Юлия Рязанова
25 минут спектакля «Сингулярность» Кирилла Радева, представленного на Вечере современной хореографии юбилейного фестиваля Context. Diana Vishneva, прошли как один вдох.
Единое дыхание световой партитуры, лазера и бесконечного вихря движений танцовщиков, как ни пафосно прозвучит, вызвало катарсис. Можно порадоваться за ребят, вошедших в состав недавно созданной проектной танцевальной группы фестиваля Context-2022. Они сразу получили возможность работать в отличных проектах.
Кириллу Радеву удалось задеть нужный нерв и создать высокое напряжение в спектакле, поэтому танцовщики с упоением находились на сцене, купаясь в динамичной хореографии, что позволило им раскрыться как исполнителям, а интерес зала не ослабевал, пока длился танец.
Сингулярность (от лат. singularis «единственный, особенный»). Сингулярность – нечто, происходящее лишь однажды. Точка, к которой события стремились, пока не разрешились уникальным исходом. Взрыв, слияние, освобождение. /Naked Science/
Графика лазерных проекций и световых лучей определенно дополняла хореографию: обилие вращений и четких поз отлично сочеталось с объемной геометрией визуального оформления. Это усиливало эффект перемещения в пространстве и давало поддержку в кульминационных точках эпизодов.
Получилось красиво — завораживающая эстетика движений — именно в ней ключ и драматургия спектакля.
«Сингулярность» как неповторимое явление, происходящее лишь однажды, несомненно состоялось. Но хотелось бы прожить его ещё раз.
Люди в чёрных костюмах пересекают зрительный зал, проходят через сцену, спускаются по лестнице в узкий проём, где находится оркестровая яма, вновь поднимаются, снова идут от кулисы к кулисе. Действие разворачивается неспешно и чуть нарочито театрально. Так начинается работа Павла Глухова «Форма ноль».
А потом грянула известнейшая «Аллилуйя» из оратории Генделя. Вторя музыке, Павел поставил эту часть по принципам канона. Получилось интересно. Однако, магии, которая рождается от соединения полифонической музыки и похожих приёмов в хореографии, как, например, у Иржи Килиана, не произошло. Впрочем, хореографический текст — не самая запоминающаяся сторона спектакля. Здесь больше захватывает эффектность отдельных сцен, визуальная сторона действия и ассоциативный ряд смыслов.
Семантика образов и сцен — сильная сторона многих постановок Глухова. Из особенно впечатлившего в этом спектакле: девушка в белом развевающемся платье как квинтэссенция хрупкости, женственности, красоты, гармонии… и даже символ Мадонны; алый диск (солнце, взрыв вселенной, всевидящее око), на фоне которого особенно выразительно и драматично смотрятся тёмные силуэты танцовщиков; длинная узкая лампа света, сброшенная в яму и возвращающаяся оттуда в конце, словно шанс начать всё заново.
Интересным и не режущим слух оказалось соединение разного музыкального материала — барочной и очень мощной по накалу оратории Генделя «Мессия», произведений Макса Рихтера и Соломона Грея. Скорее всего, именно монументальное оформление и грандиозность тем постановки сделали хоральную музыку с библейским сюжетом органичной в совсем ином повествовании.
«Форма ноль» — спектакль, на который определённо стоит обратить внимание. Радует тот факт, что дальше он останется в репертуаре Музыкального театра Республики Карелия. Мне не хватило неповторимой лексики и открытий в движениях, но возможно дело в том, что хореограф ранее не сотрудничал с этой труппой. Времени на работу с артистами было не так много, им ещё предстоит вжиться в авторский стиль.
Главный вывод этого вечера — десять лет работы фестиваля Context дали отличный результат. Новые имена, новые проекты, и новые возможности у современного танца в нашей стране. Пусть дальше будет ещё интересней!
©фото обложки — Ирина Григорьева
©Dozado 2022