Vangelo, dozado, net фестиваль 2016. театр наций, пиппо дельбоно

Vangelo от Пиппо Дельбоно: будьте как дети

размещено в: STAGE | 0

Главной постановкой Фестиваля NET стал спектакль Пиппо Дельбоно Vangelo (ит. «Евангелие»), который режиссер представил на основной сцене Театра Наций 25 и 26 ноября.

Спектакль создан по просьбе матери режиссера, которая была католичкой, и перед смертью попросила его поставить что-то про Евангелие. «Но как, если я даже не верю в бога?», – задавался вопросом  Дельбоно, который по вероисповеданию буддист.

Vangelo, dozado, net фестиваль 2016. театр наций, пиппо дельбоно

Пиппо Дельбоно (говорит на обсуждении после спектакля): Нет ни веры, ни религии, ни политики, если нет свободы. Слово «Свобода» – это фундаментальное слово. Свобода – это главное, что должно быть в жизни. Человеческому существу необходимо быть свободным, так как свободны листья, птицы, морские волны, так как свободен мир. Сейчас все пытаются защитить свою нацию, свою расу, свои идеи. А потом мы всё равно все умрем. Я хочу умереть свободным. Правила не дают свободу. Все известные пророки были свободные, Христос и Будда. Потом власть установила свои законы. Потому что правила и законы служат власти, всех контролируют. Вот в этом смысл Евангелие: есть необходимость свободы.

На протяжении спектакля Дельбоно читает текст с листа бумаги, расхаживая по зрительному залу с микрофоном и фонариком. Создается ощущение, будто он вот только что написал все это, эмоции и мысли переполняют его, и исповедь проникает прямиком в душу каждого.

Vangelo, dozado, net фестиваль 2016. театр наций, пиппо дельбоно

 

Дельбоно будто кричит нам – о любви, оскорбленной и потерянной, об истине, о свободе, о боли каждого «иного» человека – отвергнутого обществом. Он словно берет зрителя за руку и показывает всех этих иных, их боль, свою боль. Он также говорит про свое желание жить и радоваться жизни, никуда не бежать и не бояться, как беженцы, о которых он много говорит в спектакле и показывает видео с ними. Он цитирует Августина Блаженного, Флобера, Пьера Паоло Пазолини, вспоминает концерты Led Zeppelin, эпоху хиппи и как все любили друг друга, отвязно танцует и кричит «Мне нужна музыка и баста!». Все мы грешны, но сколько можно чувствовать себя виноватым за то, что хочешь просто жить.

Vangelo, dozado, net фестиваль 2016. театр наций, пиппо дельбоно

 

Vangelo, dozado, net фестиваль 2016. театр наций, пиппо дельбоно

А на сцене его слова подтверждают гиперболизированным театральным действием труппа необычных актеров (те самые «иные», которым Дельбоно дает право высказаться): бывшая проститутка («кто без греха, пусть первым кинет в нее камень» – повторяет слова Иисуса режиссер), аутичный старенький Бобо (его режиссер вытащил из психиатрической лечебницы, когда сам проходил там лечение), даун-трансвестит Джанлука, бомж Нельсон Лариччиа (его Пиппо увидел на улице и предложил работать в спектакле). Гротескная театральность здесь сталкивается с искренностью актеров, которые не столько играют роль, сколько являются самими собой. Они все настоящие и понимают, что они хотят донести до зрителей и для чего. Они семья. «Но семьи интересны не тем, как они вместе едят, пьют, и что именно едят. Семья состоит из человеческих существ, у которых разное восприятие жизни», – говорит после спектакля режиссер.

Vangelo, dozado, net фестиваль 2016. театр наций, пиппо дельбоно

Театр Дельбоно сравнивает с церковью – красивой, украшенной, мертвой. Он вспоминает песню The Rolling Stones «Sympathy For The Devil » (в рус. переводе «сочувствующий дьяволу») и говорит, что действительно сочувствует ему. Потому что не верит в Бога-мужчину, бога воин, Крестовых походов, инквизиций.

П. Д.: Дьявол ­– это наш разум. Ад внутри нас. Ад – это наша способность быть свободными. Добро пожаловать к дьяволу. Мне нравится эта мысль, все религии считают: внутри нас есть ад. Но нельзя думать, что вся вина из-за ада. Если вы так думаете, то никогда из него не выйдете.

Vangelo, dozado, net фестиваль 2016. театр наций, пиппо дельбоно Vangelo, dozado, net фестиваль 2016. театр наций, пиппо дельбоно

Мизансцены дополнены видео, проецируемым на огромный задник сцены. Видео является иллюстрацией к словам Дельбоно или создает контраст  когда беженец из Афганистана стоит в зале перед зрителями и рассказывает о том, как сбегая из страны, переплавлялся на лодке с такими же как он и чудом выжил, а друг утонул. Воздействие его слов на зрителей усиливает мерцание спокойной водной глади у него за спиной на видео.

Vangelo, dozado, net фестиваль 2016. театр наций, пиппо дельбоно Vangelo, dozado, net фестиваль 2016. театр наций, пиппо дельбоно

«Будьте как дети и войдете вы в царствие божие» – так заканчивает Дельбоно, ведя за руку аутичного старика Бобо, в колыбельной сидит Джанлука словно Будда, а остальные актеры танцуют, следуя вереницей друг за другом, что напоминает постановки Пины Бауш, которая сильно повлияла на театральное мировоззрение Дельбоно. Радуйтесь, будьте как дети, пойте, танцуйте! И вот уже зрители начинают размахивать руками под песню из рок-оперы Jisus Superstar.

Там, где страх – нет места любви, говорит Дельбоно в своем Vangelo. И он повторяет слова из Евангелия: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви». (1-е Иоанна 4:18)

Vangelo, dozado, net фестиваль 2016. театр наций, пиппо дельбоно Vangelo, dozado, net фестиваль 2016. театр наций, пиппо дельбоно

 

В первый день показа сразу после спектакля состоялась встреча артистов со зрителями. Труппа в полном составе поднялась в холл театра. Несмотря на то что почти всё время Пиппо Дельбоно говорил о серьезных проблемах, поднимаемых в спектакле, ему удавалась иногда подшучивать над зрителями и своей переводчицей. В непринужденной атмосфере Бобо и Джанлука пытались друг другу объяснить жестами, что нужно вести себя сейчас по максимуму серьезно (но у них не получалось), а в результате – играли, как дети. И в этот момент понимаешь: эти люди не будут врать никогда, они искренние и свободные, им нужно верить.

 

Марина Давыдова ( арт-директор фестиваля NET) : Мне кажется, этот спектакль, который называется «Евангелие», и тема которого заявлена в самом названии, содержит в себе ещё одну проблему, которая стала особенно актуальна в последние дни. Этот мир, пронизанный, таким абсолютно светским христианским духом, который стал частью секулярного общества (я имею ввиду, сострадание ко всем униженным и оскорбленным, ко всем обездоленным, ко всем, так или иначе, в чем-то неравному другому), он подходит к концу. Во всяком случае, в политическом спектре. Он как-то вошел в свой фокус в 60-е годы, был сформирован в этот период; и неслучайно здесь звучит музыка этих лет в финале. Мир, который был создан в революции 1968 года в Париже. Вы когда работали над спектаклем, ощущали этот новый политический контекст, был ли важен для вас такой правовой поворот, который происходит сейчас повсеместно?

 

П. Д.: Когда делаешь спектакль, это не значит, что ты анализируешь всё происходящее. Просто ты становишься немножко художником, немножко артистом, немножко писателем, ты открываешь уши, слушаешь и впитываешь то, что есть вокруг тебя. Лучшие моменты в нашем спектакле появлялись как раз на сцене. На самом деле, в жизни случается многое, и ты начинаешь себя чувствовать вообще маленьким человеком. Даже мои ребята, мои артисты иногда приходят на работу обозленные, в депрессии, недовольные, кто-то их обидел. Но потом происходит что-то, и всё меняется. Мне кажется, и в жизни так: видите какой-то свет, что-то начинает зажигать. И это принцип буддизма: когда ты становишься хозяином своего разума и угадываешь, что есть твое, а что – нет, чувствуешь себя эквилибристом, который идет и видит, куда можно ступать, а куда – нет. Народы, подвергавшиеся гонениям больше всего, самые озлобленные. И те, которые были гонимы, теперь хотят быть вместе со всеми. Даже Христу приходилось убегать, и мы все бежим от чего-то. Это то, что происходит сейчас в мире, и поэтому мир боится. А когда есть страх, нельзя ничего сделать. Страх нас блокирует.

https://www.youtube.com/watch?v=JoHEZsSJSeQ

Зритель: В вашей исповеди вы становитесь то богом, то дьяволом. Этот выбор и есть свобода человека?

 

П. Д.: Свобода – это акт любви. Главное – любовь. Не тот, кого вы любите, а просто любовь. Я считаю, что театр в этом смысле имеет терапевтическое значение и для нас, которые делают спектакли, и для публики. Он ведет к ритуальному движению, не интеллектуальному, не потому, что вы очень умные и обязаны что-то понимать. Вы должны быть открыты, чтобы вас вели. Это очень четкий театр, в котором много человеческого тела. Не потому, что ты там свободный и можешь делать всё, что захочешь – нет. Каждый шаг и каждое движение – это очень серьезная и долгая работа. Свобода появляется через большую работу. Как музыкант, который играет на скрипке, должен очень хорошо знать ноты. Вот в этом и есть свобода – то, что вы делаете, всё сознательно.

Vangelo, dozado, net фестиваль 2016. театр наций, пиппо дельбоно

Зритель: В последней сцене вы говорите, что смерть придет за каждым из нас. Я думаю, религия для многих является той самой надеждой, которая позволяет им жить и не бояться смерти. Если вы говорите так в лицо, напрямую, то что вы предлагаете взамен идеи о боге.

 

П. Д.: Внимание, смерть есть!!! И наше общество притворяется, что забывает об этом. Много фильмов, где все стреляют, друг друга убивают. Но, на самом деле, внутри люди стараются не искать смерть. И очень опасно притворяться, что её нет. Многие религии считают, что жизнь вечная, после будет ещё жизнь. Но будьте внимательны: тело смертно, мы должны это помнить! Не надо думать, что потом что-то будет. Смерть есть. Если ты умер и упал в землю, то из тебя произрастут другие. Но если мы не были бы уверены, что будем жить после смерти, мир был бы совсем другой. Если бы мы думали, что смертны и дальше ничего не будет, было бы меньше и фашизма, и расистов, и гонений и т.д.

Vangelo, dozado, net фестиваль 2016. театр наций, пиппо дельбоно

Зритель: Я хочу поблагодарить вас, Пиппо. Хоть вы себя позиционируете не христианином, а буддистом, но я давно не видела такого живого, глубокого понимания сути Евангелие и вообще христианства как религии радости. Потому что то, к чему вы под конец приходите, Христос говорит постоянно: «Всегда радуйтесь!». Сейчас часто речь идет о христианстве как о религии страданий, мучений, когда, на самом деле, мы призваны радоваться, любить, сострадать. И вот здесь это всё аккумулировано вместе.

 

Текст: Наталия Константинова, Нина Кудякова

Фото: предоставлены фестивалем NET

 

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.