Очередь на вход. В зал плавным потоком вливаются зрители.Для танцевального перформанса Cloud of me был убран весь партер в большом зале ЦИМе. Прекрасный черный просторный зал с высокими потолками и верхним ярусом, с которого мне бы хотелось посмотреть перфоманс в следующий раз.
В разных концах зала расставлены несколько барных стульев, на которых стоят перформеры, поэтому зрители могут передвигаться по залу.
Кожа обнаженных перформеров контрастировала с черными стенами зала, которых я в самом начале приняла за манекенов, стоят на стульях, из-под которых через динамик звучат факты из их жизни.
Первое, о чем я подумала: «Разденется ли кто-то из зрителей в знак солидарности с участниками и нет ли пустых стульев, намекающих на это».
В противоположность статичности начала перфоманса, последующие части развиваются с ускоренной динамикой — участники покидают стулья и начинают захватывать пространство зала, перемещаясь, застывая в различных позах, периодически сливаясь в единое целое. Они кричат, кривляются, корчатся, выражая через тело свои эмоции, одеваются, переодеваются, постепенно наслаивая на себя больше и больше одежды.
Параллельно закадровые голоса потоком описывают незнакомых нам людей, усиливая ощущение наслаивания, создавая облако образов: руки маленькие, шапка Адидас, глаза красные, жует жвачку, курит; борода, усы, знает как правильно, ездит на машине, сумка брендовая…; девушка студентка, волосы рыжие, нос широкий, имеется второй подбородок..; ухоженные руки, слишком много косметики, колготки с блеском, новые сапоги..; девушка, интеллигентная, много работает, мало зарабатывает, работает с детьми, тонкие руки, делает вид что такая, на самом деле что-то другое…
Зрители смело подхватывали каждую, предоставленную создателями, возможности включения в процесс: переодевались вместе с участниками в экстравагантную одежду; артистично читали стихи в микрофон, вживаясь в роли; окружали стулья, чтобы послушать о чем тихо нашептывает динамик; танцевали на импровизированной дискотеке.
Правила поведения зрителей на перфомансе предварительно не были установлены. Создатели постановки не только «испытывали» зрителя, но и пробовали «себя», свои реакцию на реакцию зрителя.
Что чувствует участник, абсолютно обнаженный, когда на него смотрят знакомые и не знакомые ему люди, снимают его на камеру или даже трогают?
Что чувствует зритель, наблюдающий наготу в непривычном для него контексте?
Говоря об ощущениях, возникавших у меня от наблюдения за обнаженным телом, хочется отметить страх перед взаимодействием с ним. В момент, когда участники передвигались между зрителями, я решила двигаться так, чтобы ни в коем случае с ними не столкнуться.
После показа оставшиеся зрители и участники перфоманса смогли поделиться впечатлениями на обсуждении :
«Визуальная картинка мне была в общем ясна, с самого начала я не чувствовала в себе необходимости или потребности ходить вокруг них или как-то их рассматривать. Я видела, что лица очень нейтральны. Пока я ходила, я не замечала особых изменений в лице перформеров, т.е. там не было никакого выражения отношения к этому тексту».
«Мне понравилось, что можно было участвовать каждому зрителю: прочитать стихотворение, одеваться и так далее. Когда была разбросана одежда, везде сидели люди в разных позах, перемешены зрители и перформеры, вот это было для меня самой мощной сценой, потому что это выглядело очень красиво.. я почувствовала, что здесь у каждого зрителя и перформера есть высказывание».
«Мне всегда хочется подойти потрогать».
«А я потрогала».
«Я хотел сказать, что мне совершенно не хотелось трогать, потому что у меня было ощущение, то это больше музей, а не театр».
«Когда я смотрю, я тоже действую, трогаю. Трогать не обязательно означает прикасаться. У меня было общение визуальное глазами с теми, кто стоял обнаженными и в этом было очень много и было интересно».
«Неужели у вас нет такого же тела и вы не можете на себя посмотреть? Мне было жалко бедных танцоров. Причем люди на них смотрели сверху».
«Во-первых, перформеры ходили по залу сами, и например один раз встали очень близко ко мне, ближе чем мы сейчас сидим, в тот момент я думал стоит ли мне уходить, не будет ли это неуважительным по отношению к перформерам, если я сейчас от него убегу. Это будет совершенно негостеприимно.»
Катя Калюжная, у частница перфоманса: «Я чувствую, мне кажется, каждый взгляд… но вообще мы делали это уже несколько раз .. и были разные состояния. Было, например, состояние открытости и чистоты, не знаю почему … и было интересно когда я вступала в какую-то коммуникацию со зрителем и там были люди, которые всю мою историю прослушали, т.е. я стояла перед ними и они знают обо мне все теперь.. и это было очень интересно, искренне..».
На обсуждении было также высказано мнение, что действие перфоманса развивается вместе с человеком от момента его рождения, для того чтобы мы могли проследить поэтапное формирование социальной личности.
Но есть ли что-то неизменное в личности человека, данное ему изначально, что делает его уникальным?
Если предположить, что перфоманс показан нам в обратном хронологическом порядке, наоборот, от момента, когда человек обнаруживает себя под завалами ложного представления о самом себе, то получается достаточно логичная структура рассказа о постепенном освобождении от стереотипов и условностей, популярных в той или иной социальной группе или в обществе в целом. И чтобы обнаружить себя истинного необходимо сначала себя упростить, обнажить скрытое и принять его как факт.
Можно было бы сказать: «О, это был такой провокационный перфоманс с голым телом!», но обязательно ли обнаженное тело провокативно? Обнажение не обязательно обозначает только телесную наготу, здесь тело – это метафора. А совокупность нагого тела и аудиозаписи с фактами из жизни перформеров, как метод освобождения.
Тема самоидентификации для нашего времени особенно актуальна. Все больше людей, освобожденных от повседневных рутинных дел технологическим прогрессом, находясь в интенсивно развивающемся мире с бесконечным количеством возможностей, задаются вопросом: «Кто есть истинный я и чего я действительно хочу, если отбросить навязанные социумом паттерны мышления?», а может просто спрятаться за ворохом вещей?
Текст: Ирина Балинова
Фото: Екатерина Краева
Jefferey Dorey
It?¦s really a nice and useful piece of info. I am satisfied that you simply shared this useful info with us. Please stay us informed like this. Thanks for sharing.