8 июня на Исторической сцене Большого театра в двадцать восьмой раз был вручен балетный приз Benois de la Danse. Первое, что было сказано со сцены — слова о радости встречи офлайн и возможности видеть танец вживую. Правда, снятие локдауна сыграло и негативную роль — далеко не все участники смогли из-за работы, творческих планов и других причин быть в этот день в Большом. Юрий Григорович поприветствовал зрителей в записи, да и члены жюри, кроме Светланы Захаровой и Якопо Годани, помахали залу из окошек зума. Впрочем, те, кто доехал, привезли российские и мировые премьеры.
В первых двух объявленных номинациях не было интриги, так как в них было заявлено по одному претенденту. Лучшим композитором стал Томас Адèс, а сценографом — Тасита Дин, оба — за постановку «Ад – Проект Данте» Уэйна МакГрегора. Зато дальше было за кого болеть и переживать: на приз были номинированы пять танцовщиков, семь танцовщиц, шесть хореографов, каждый из которых, безусловно, достоин статуэтки. В итоге лучшим танцовщиком был назван Хесус Кармона («Игра», Х.Рикуэни/Х.Кармона. Сэдлерс Уэллс, Лондон, Фестиваль Latitude). Он был самой эмоциональной и горячей звездой вечера. Даже после просмотра его танца в записи ведущие церемонии сказали, что хочется пуститься в пляс. А когда на гала-концерте номинантов Хесус исполнил свое соло — сорвал самые громкие за вечер аплодисменты.
Звание лучшей танцовщицы досталось в этом году двум балеринам. Француженка Амандин Альбиссон получила статуэтку за заглавную роль в спектакле «Кармен» (Ж.Бизе, Р.Щедрин/М.Эк. Балет Парижской оперы), а Екатерина Крысанова — за роль Жизель в одноименном балете (А.Адан/Ж.Коралли, Ж.Перро, М.Петипа в редакции А.Ратманского. Большой театр). Лучшим хореографом был назван Юрий Посохов за «Анну Каренину». Он виртуально разделил приз с балетом Джоффри и поблагодарил его за непростую, но вдохновляющую совместную работу. А солисты Джоффри Аманда Ассусена и Альберто Веласкес станцевали отрывок из произведения на гала-концерте.
Традиционную российско-итальянскую награду «Бенуа-Мясин» вручал Посол Италии в России Паскуале K.Терраччано. Ее удостоилась Светлана Захарова. Эта часть церемонии стала и минутой памяти двух талантов, которых уже нет с нами. Посол отметил, что каждый год бывает в доме Леонида Мясина, где все дышит духом творчества и балета. И предложил почтить памятью недавно ушедшую балерину Карлу Фрачче. Захарова с теплотой вспомнила, как ей довелось работать с Карлой и танцевать на одной сцене.
В завершение первой части вечера был вручен приз «За Жизнь в искусстве» британскому танцовщику Энтони Доуэллу. Статуэтку, ждавшую обладателя 15 лет, наконец получил Леонид Сарафанов — ему награду присудили в 2006 году за роль Альберта в Балете Венской национальной оперы. Вечером он станцевал «Почти дуэт», созданный хореографом Гентианом Додой специально для церемонии.
На Гала-концерте можно было увидеть номинантов в действии, ведь, как сказала Светлана Захарова, им всем привычнее не говорить о балете, а танцевать. Екатерина Крысанова и Давид Мотта Соарес исполнили Па де де из второго акта балета «Жизель» в редакции Алексея Ратманского. Любопытно было после классики видеть солистку Нью-Йорк Сити балета Сару Мернс с отрывком из «Ночь 100 соло, посвящение Мерсу Каннингему» (Разные композиторы/М. Кэннингхэм. Бруклинская академия музыки, Нью-Йорк). Изначально этот перформанс был создан к столетнему юбилею хореографа в 2019 году и шел в течение 24 часов в трех городах, Лондоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Было ощущение, что сцену и атмосферу Большого театра, с красным бархатом, золотом и огромной люстрой буквально взломали с помощью шумовой музыки, ярко-розового костюма Сары и характерной абстрактной хореографии Каннингема.
Впрочем, каждый танец вносил свою атмосферу. Во время номера «Вернись» солиста Балета Земпер-Оперы Хон Вальехо сжималось сердце от того, как танцовщик то пытался вписать себя во все уменьшающийся квадрат света, то давал волю движению и свободно перемещается по всей сцене. Хореография Марко Гёке была представлена дуэтом «Любовник». Сандра Бурде и Морус Готье настолько ярко и иронично показали смену нежности, соревнования, ссор, снова нежности и снова ссор, что половина зала в конце тихонько понимающе смеялась. А во время фрагмента «Отеля «Сесиль»» Андрея Кайдановского было даже как-то жутковато. Дело в том, что это балет-триллер, в котором описываются криминальные происшествия в небольшом отеле. И вот на сцене убийца Джан Цзиньхао дважды стреляет в прячущуюся в шкафу жертву в исполнении Кароллину Бастос. После чего происходит потрясающий дуэтный танец. Очевидно, что по сюжету одно из тел само двигаться уже не может — жертва мертва. Но так же очевидно, что на сцене — два живых человека, исполняющие талантливую хореографию. И эта иллюзия заставляет забыть о том, что именно показывают, и не отрывать глаз от взаимодействия танцовщиков.
Текст: Светлана Кондратьева
Фото: Е. Пушкина, М. Логвинов