Bodyscope 2019

размещено в: DANCING PEOPLE, STAGE | 0

В этом году фестиваль пластического короткометражного кино Bodyscope шел три дня. 12 апреля прошел мастер-класс по работе режиссёра и оператора от создателей фильма “SOLO”, его провели режиссёр Ольга Панкратова и оператор Роман Пальченков. 13 и 14 апреля был показ в Музее кино: в первый день показали конкурсную программу, во второй — внеконкурсную и объявили трех победителей: «Покидая рай» (Ende Eden, режиссер Valentin Srejkal, Австрия), «Энтропия» (режиссеры Наташа Шинелева, Леша Янков, Россия), «Если бы я мог» (режиссер Анна Галинова, Россия).

Мы пообщались с победителями и участниками конкурсной программы, а также с организаторами фестиваля.

bodyscope, film festival, dozado dance magazine

«Хаара»

Дина Верютина (режиссер): Мы попробовали сделать фильм буто, чтобы передать особенное течение времени. Это не нарративное кино, там есть образы, которые могут рождаться у зрителя, у каждого свои. «Хаара» по-фински значит «ветка».

Арина Нагимова (хореограф, актриса): И ветка, которая в кадре, это не просто предмет, это партнёр. Я нашла ее на одном из островов Финляндии, в глубине леса и решила “поставлю-ка я ее на голову (почему нет) и дойду так до домика, через весь остров”. И в процессе я поняла, что не я управляю палкой, а эта деревяшечка что-то мне диктует, становится ведущим партнёром. Так родился перфоманс, а потом кино. Но они абсолютно разные.

bodyscope, film festival, dozado dance magazine, хаара

Дина: Когда мы искали локацию для съёмки, то поняли что нам надо “нигде”. Мы опустошили комнату 25 м, взяли 120 м спанбонда (материал для теплиц), сделали из него огромный купол. Было много дыма, снимали на рельсах по кругу.

Арина: Это был мой первый опыт подобной съёмки, и я даже не знала, как себя поведу. Но я просто начала работать, взаимодействовать с палкой и все, что вокруг, абсолютно не отвлекает.

Дина:  Мы тоже старались не вмешиваться, если видели, что рождается какая-то история, не боясь, что будет много материала. Снимали день, потом на монтаже уже рождалась другая история.

«Если бы я мог…»

Алексей Тахаров, актёр «Если бы я мог…» режиссера Анны Галиновой:
Я нашел эту музыку и мне захотелось с ней что-то сделать. В голове крутились разные идеи, потом встретил Аню, и она услышала и увидела, и мы вместе остановились на этой истории. Я видел отдельными картинками, но не хватало структуры. В итоге мы сняли за одну ночь.

Идея о несостоявшемся поступке, что мы долго думаем и не можем ничего предпринять.

Мы снимали на Тульской в доме-корабле, нашли в нем этот фактурнейший коридор. В фильме создаётся ощущение, что он очень длинный, но это иллюзия.

Мы не брали профессионального хореографа. Анна давала некую тему, как двигаться: здесь ты маньяк, тут нечто иное, и я подключался к этому телесно как мог, а она регулировала как режиссер.

bodyscope, film festival, dozado dance magazine

«Энтропия»

Анастасия, продюсер «Энтропия»:

Мы снимали в Подмосковье, Нагинский район, Рыбсовхоз —  такое есть место чудесное. Съёмка была в рамках нашего обучения в Московской школе кино, и что из этого получится — никто не знал. Мы хотели сделать что-то красивое и поэтичное, поэтому решили отталкиваться от локаций — что в них будет рождаться. Скаутинг был достаточно долгим, много куда тяжело попасть без разрешений. Хотелось передать ощущение заброшенности, пустоты, не хотелось, чтобы лезли в кадр высотки. Кадры в ванной — это снимали у актрисы дома.

Ещё один момент рождения кино — на монтаже. На съёмках мы ещё не знали, что конкретно получится.

Что я вижу в этой работе: не надо бежать от себя, все равно встретишь себя в другом месте. Кто-то интерпретирует как внутренний хаос и внешнее спокойствие.

bodyscope, film festival, dozado dance magazine

Организаторы фестиваля: Юлия Кушнаренко и Вероника Шер

Сколько пришло работ в этом году и каких? Сколько из России?

Юлия: 1222 , из них около 60 из России.

Каковы были критерии вашего отбора?

Юлия: В первую очередь, наличие истории в фильме. То есть, где танец существует не сам по себе или как украшение, а где движение является выражением основной идеи автора. Движение или танец должны быть оправданы с точки зрения сюжета. И на самом деле, это может быть не танец в прямом смысле, а скорее какое-то физическое действие, как образ того, что автор хочет показать. У кинотанца есть очень много направлений, нам приходит очень много танцевальных клипов и танцевальных перформансов — и это, конечно, не наша сфера. Мы отбираем именно фильмы, где главное не танец и движение, а история. То есть движение помогает максимально раскрыть эту историю, перевести ее на уровень невербального общения.

bodyscope, film festival, dozado dance magazine

Почему в этом году вы решили сделать конкурсную программу?

Юлия: Создавая фестиваль, мы преследовали две цели: во-первых, дать возможность авторам показать свои фильмы на большом экране. Так как в нашей стране такой возможности у них почти нет. И вторая цель — популяризировать жанр пластического кино среди широкой аудитории. Конкурсная программа была сделана для стимуляции развития этого жанра в нашей стране. Чтоб перейти на другой уровень и показать, что пластическое кино это в первую очередь киножанр, в котором нужно работать, используя все возможности кинематографа.

bodyscope, film festival, dozado dance magazine

Как отбиралась конкурсная программа?

Вероника: Отбор фильмов — это когда из 1200 зритель увидит 12. У жюри задача другая, мы не имеем к этому выбору никакого отношения. Конечно, в каждой программе есть фильмы, в которые влюбляешься лично ты, которые задевают за живое, но всегда преследует чувство, что это всё ещё далеко не все возможности, которые открывает авторам жанр, что мы в самом начале пути, мне нравится так думать.

Как отбиралось жюри?

В состав членов жюри мы пригласили людей, которые работают с движением не только, как исполнители или хореографы, но и как режиссеры. Олега Глушкова мы пригласили, так как нам очень близко его виденье, его стремление к поиску нового и в театре и в кино. Елена Фокина не только работает как режиссер и хореограф, но и как исполнитель. У Елены очень четкое представление, как должен выглядеть кинотанец, точнее как не должен выглядеть, что является в кинотанце не просто тривиальным приемом, а уже дурным тоном. Также нам хотелось, чтобы один из членов жюри не работал в жанре кинотанца, и не занимался движением, в каком либо его проявлении. Егор Кочубей — оператор-постановщик, который работает в большом кино, мог оценить участников именно с точки зрения кинопрофессии. Для нас было очень важно, что каждый из членов жюри отнесся к своим обязанностям с жаром и “ревностью” (в хорошем смысле).

bodyscope, film festival, dozado dance magazine

Что вы думаете по поводу выбора жюри?

Юлия: Для жюри важно было увидеть что-то свежее и новаторское и в то же время очень личное в фильмах программы.  Не смотря на то, что жанр пластического кино достаточно молод относительно других жанров, в нем уже было испробовано и показано очень много и пренебрегать этим опытом авторам нельзя. Поэтому жюри в своем выборе ориентировалось не только на уместность движения и танца в целом, но и на свежесть и дерзость языка. И над этим как раз современным авторам нужно работать более усердно, по мнению жюри.

Вероника: У меня совпало 2 из 3. Члены жюри ответственно подошли к необходимости выбора. Основные требования к работам — новаторство(в работе режиссёра, способах выражения мысли) и актуальность тем и проблем, которые раскрываются в фильмах. Всё честно, это главное.

bodyscope, film festival, dozado dance magazine

Какие планы на следующий фестиваль?

Мы рады, что благодаря нашему фестивалю пластическое кино получает возможность дойти до широкой аудитории. Хотелось бы сделать больше показов, чтоб привлечь большее количество зрителей, так как интерес у аудитории к жанру пластического кино определенно растет. В этом году например зал на 70% состоял из зрителей, которые никогда не видели фильмов в этом жанре, в то время как в прошлых годах аудитория больше чем на половину состояла из исполнителей, хореографов и людей, непосредственно связанных с хореографией и кино. То есть жанр плавно расширяет границы от элитарной группы к широкому зрителю, и это здорово. Также есть идея сделать воркшоп, где хореографы могли бы познакомиться с режиссерами и поработать с ними над созданием короткого метра.

bodyscope, film festival, dozado dance magazine

От работ ждем интересных историй и решений. Работ из России пока приходит очень мало по сравнению с другими странами, и мы каждый год ждем их с нетерпением. Это связанно в основном с тем, что этим жанром по большей части занимаются в нашей стране энтузиасты, в то время как за рубежом жанр пластического фильма ничем не уступает другим, на него закладывается большие бюджеты, технические и профессиональные ресурсы. Но хочется верить, что через пару лет  количество, а главное качество работ наших соотечественников так вырастет, что мы сможем разделить программу на национальный и международный конкурсы.

 

Беседовала: Нина Кудякова

Фото: Сергей Юферов