«Черная соль»: психология в движении

размещено в: STAGE | 0

Двое молодых хореографов, Ольга Тимошенко и Алексей Нарутто, представили спектакль «Черная соль» в Культурном Центре ЗИЛ 18 февраля. Первая крупная совместная постановка хореографов посвящена теме человека и отношений. В ней можно найти множество красивых образов не всегда красивой современной жизни: повседневных, пугающих, нежных – без сентиментальности и наигранности.

черная соль, зил, думко, дозадо

Авторы спектакля имеют солидный опыт в мире современного танца: от участия в многочисленных постановках современной труппы «Балета Москва» (в том числе в получившем Золотую Маску спектакле «Кафе Идиот») до собственных работ и преподавательской практики.

черная соль, зил, думко, дозадо

Подсознательно в спектакле дуэта  ожидаешь множество именно парного танца, страстей, любви, конфликтов, охлаждения, расставания – словом, активного взаимодействия героев спектакля. Но именно дуэтов в работе немного. Как и в повседневности, человек живет своей жизнью, что-то ищет, переживает, устает, отчаивается, чувствует одиночество, и иногда – соприкасается с другим. И это не бурный роман или нежная влюбленность. Здесь остается настороженность, исследование, недоверие, где-то игра, игра со своими правилами, но слишком дорогостоящая, чтобы относиться к ней легкомысленно. И где-то, наравне с этим, есть бережная забота о другом, счастье близости, использование другого в своих целях, ослепляющая страсть, власть привычки в общении и желание насильно удержать рядом милого человека.

черная соль, зил, думко, дозадо

Спектакль изобилует образами, найденными в собственном поиске-исследовании и  рожденными  собственным опытом: от поэтичных жестов рук до стремительных  дуэтов. Так, в одной из сцен на спине лежащего Алексея обоими стопами стоит Ольга, и столь негуманное отношение красноречиво отсылает к моментам использования другого человека в своих целях, удобному паразитированию. Но от эксплуатирования человек «мертвеет», и  вдохнуть в него жизнь, расшевелить и вернуть к активной жизни уже почти непосильно. Обратные ситуации тоже случаются, «слабый» пол на поверку оказывается не слабым, «сильный» — не сильным: и Ольга (каким-то чудом) выдерживает стоящего на ее спине могучего Алексея. Как и в жизни, в подобной ситуации удивляет покорность одного и спокойная наглость другого.

черная соль, зил, думко, дозадо

Впрочем, есть место и для самовольной поддержки другого человека – это выглядит удивительно трогательно и по-настоящему ценно. Очень красивая находка в бесконтактном дуэте: герои активно взаимодействуют, ситуация стремительно меняется, но тактильного, физического контакта нет. И это разделение цельности дуэта на составляющие подчеркивает волю, действия, эмоции и характер  каждого участника. Почему-то показанные ситуации и отношения выглядят удивительно правдиво. Наверное, в этом и заключена сила языка современного танца. Движения суть передатчики чувства, и сколь же разнообразна их палитра только для двух героев! И также движения — передатчики мыслей, бессловесные, но выразительно точные и иногда даже пугающие своей правдивостью. В этом языке движений читается целый мир человека, читается как книги Горького и Толстого.

черная соль, зил, думко, дозадо

В целом постановка подкупает честностью, жизненностью и отсутствием морализаторства или клише. Спектакль позволяет по-новому взглянуть на свою жизнь и отношения: увидеть и осознать некоторые вещи и чувства, в повседневности проскальзывающие мимо внимания, и … больше ценить тех близких людей, которые есть рядом.

Текст: Анна Жихарева

Фото: Наталья Думко

Оставить ответ