В преддверии новогодних праздников мы попросили наших партнёров, друзей и коллег, с кем активно сотрудничали весь 2019-ый год, назвать ГЛАВНУЮ ТЕМУ УХОДЯЩЕГО ГОДА. У кого-то это получилось в форме подведения итогов, у кого-то как пожелание на следующий — 2020-ый год, а у кого-то как поздравление. И вы знаете, собрав всё это вместе, мы увидели очень жизнеутверждающую картину, полную разных красок и звуков.
И теперь думаем сделать такой дайджест нашей традицией. А пока предлагаем вам отправиться в небольшое путешествие вместе с друзьями Dozado:
I
Открывает этот марафон – Ирина Сироткина
Мы всегда очень рады видеть её в качестве эксперта и участника наших public-talk и воркшопов, как зрителя наших перформансов и, конечно, как автора статей. Именно её статья, посвященная фестивалю Проба№, стала первой публикацией 2019 года на сайте dozado.
Одним словом про 2019-ый от Ирины:
«Если надо сказать об уходящем годе одним словом, то слово это будет «ОЖИВЛЕНИЕ». Оживилось и диверсифицировалось не только поле современного танца, которое уже не ограничивается Цехом, Фабрикой, Гаражом и ДК ЗИЛ. Оживление происходит и в плане критики и исследований танца. Подрастает молодежь: Тата Боева, Аня Козонина, присоединилась приехавшая из ближнего зарубежья Светлана Улановская, по-прежнему активны Катя Васенина, Настя Прошутинская, Вита Хлопова и многие другие. Дина Хусейн задумала собрать в Новом году вместе танцовщиков и хореографов, а я думаю о том, почему бы и критикам и исследователям не собраться на свой конгресс? Вот такое новогоднее у меня нам всем пожелание».
II
Про главную тему уходящего года рассказывает — Светлана Кондратьева
В этом году мы сотрудничали со Светланой в рамках её персонального проекта – танцевальные экскурсии. Это очень интересный и образовательный формат для всех, кто увлечен танцем.
Светлана Кондратьева, профессиональный экскурсовод, автор проекта о танцевальных экскурсиях, раньше публиковалась на dozado, сейчас учится в магистратуре Европейского гуманитарного университета (Вильнюс).
Несколько важных моментов в 2019-ом от Светланы:
«В этом году некоторым лейтмотивом моей танцевальной жизни были люди, которые не собираются связывать жизнь с танцем крепкими узами, или просто ещё новички — но они зачем-то приходят на танцевальное мероприятие и пробуют что-то сделать. Меня завораживало и интересовало, почему именно сейчас и здесь они решили на короткий срок пересечься с танцем, что это им даёт, как они проходят первые шаги и как это откликается им.
А в моем личном развитии радостью года было то, что я стала гораздо глубже танцевать парные танцы, с большим вниманием к себе, своим границам и уникальности, с большим вниманием к уникальности партнёра».
III
Следующие герои нашего марафона Друзья Dozado — Юля Кушнаренко и Вероника Шер, организаторы BODYSCOPE FILM FESTIVAL
Мы познакомились два или три года назад, точно уже не помним, потому что кажется, знали друг друга всегда! За это время успели провести совместный public-talk, где обсуждали различия между понятиями видео-арт и кинотанец. Ох, и жарко тогда было!
И, конечно, каждый год мы выступаем информационными партнерами фестиваля. Это замечательное и нужное дело для творческих людей!
Итак! Про важное в пространстве современного танца от Юлии и Вероники:
— Юль, что для нас главное в преддверии Нового года? Поиски высказываний на стыке кино и танца, коммуникация и сотрудничество в среде кинотанца и индустрии в целом, профессиональный подход к работе в производстве и продвижении пластического кино или яркие премьеры и новые возможности фестиваля?
— Вероника, ГЛАВНОЕ — это БЫТЬ УСЛЫШАННЫМ. Поэтому, обращаясь к авторам, хочется сказать: «Мы ждём ваши работы!»
IV
В 2019-ом году мы познакомились с Садой Мамедовой и провели два незабываемых воркшопа с её участием в Москве!
Вот, как Сада подводит итоги этого насыщенного года:
«В этом году мне удалось провести большое количество мастер-классов как в Швейцарии, Германии, Перу, Тайване, так и в России. Когда я ушла из компании на фриланс, то поставила себе задачу: как выпадает свободная неделька или две — прямиком на Родину проводить классы для «своих», чтобы отдавать и делиться с ребятами опытом и знаниями, которые я накапливаю. Нам удалось воплотить уже два смелых танцевальных эксперимента, выходящих за рамки привычной сцены. Один из них осуществился в загадочных лабиринтах Царицынского музея. Этот проект позволил нам раствориться в пространстве, ощутить тонкую временную нить, прикоснуться к истории и одновременно взаимодействовать со зрителем в настоящий момент. И вторая наша лаборатория стала для меня, если честно, просто откровением и огромной мотивацией в поиске и разработке нового метода индивидуальной работы с артистами. Я обожаю работать с русскими ребятами, они очень внутренне наполнены, жаждут знаний и перемен!
Спасибо каждому участнику за вашу душу и доверие!»
V
А теперь в марафон — Друзья Dozado — врывается Анастасия Куклина, руководитель Центра творческого развития Культурного центра ЗИЛ.
В 2019-ом году ЗИЛ стал творческой площадкой, где мы показали перформанс «ГравитациИколлаж», а также выставку коллажей. Это было для нас (не побоимся сказать) мега событие!
Анастасия так охарактеризовала главную тему уходящего года:
«Попытка найти себя в постоянно меняющемся мире».
Я думаю, что многие работы в этом году возникли как реакция на политические и общественные события нашей страны. Хореографы работают с существующим для нас всех общим контекстом — и это очень важно.
«Я» здесь и сейчас, и я пытаюсь жить и работать в тех реальных условиях, в которых я существую.
Я думаю, что это не просто рефлексия, а то, что делает спектакли и перформансы не просто личными, но и созвучными каждому зрителю».
VI
Олег Грачев, художник-коллажист, с которым мы создали в этом году перформанс «ГравитациИколлаж» поделился своими хорошими новостями года:
«Прошел еще один продуктивный для меня как художника и насыщенный событиями год, а главное — еще один год в копилку с того момента, когда я после девятилетнего перерыва вновь стал резать и клеить.
Год ознаменован участием с хорошими результатами в двух конкурсах: стал полуфиналистом «CHUDIKI&ART» с коллажем «В ОКРЕСТНОСТЯХ БЕСКОНЕЧНОСТИ» , выстроенным в основном на наших реалиях прошлого и настоящего. Диплом лауреата конкурса «THE VENICE GUESTS» я получил за работу, в которой впервые и пока единственный раз был использован холст, акриловые краски, кракелюрный лак.
В этом году я пополнил свою коллекцию ПОРТРЕТОВ ЛЮБИМЫХ АВТОРОВ в технике коллажа с соблюдением единого концепта, почитаемого выставочниками и галеристами. На сегодняшний день таких портретов одиннадцать: М.Булгаков, Б.Ахмадулина, А.Толстой, М.Цветаева, Д.Хармс, Б.Пастернак, И.Северянин, А.Ахматова, Т.Толстая, Ф.Кафка, Саша Соколов. Как же хорошо творить не по заказу, а что сообразно душе — и это, пожалуй, главное.
И кстати о пространстве современного искусства… Так случилось, что в новом сезоне CHUDIKI&ART буду творить в пространстве… радости! Тема трудная, коллажируется не легко. Но есть еще время.
С Новым годом! С новым пробами, удачами, ошибками, потрясениями, перипетиями, коллаборациями, танцами, наконец . В наступающем году у всех у нас будет возможность начать жизнь с белого листа. Ну, может не всю жизнь, но некоторые ее главы — точно.
VII
Знакомьтесь! Волшебные ребята! Инновационный театр балета Калуга (ИКЦ, руководитель Ксения Голыжбина и Евгения Талецкая).
В 2019-ом мы пригласили их на наше танцевальное ателье. Как раз прямиком из фестиваля Таврида АРТ через Москву в Калугу, они доехали до нас и таки разучивали хореографию Прельжокажа, а потом участвовали в перформансе!
У ребят много собственных интересных проектов. В 2020-ом мы непременно собираемся к ним в гости! А пока узнаем, каким был этот год для них:
«2019-ый был для нас особенно насыщенным на новые знакомства и проекты. Вместе с французской компанией Autre MiNa и Митей Федотенко мы создали совместную постановку Generation pommee, которая в дальнейшем вошла в long list Золотой маски 2019.
Мы побывали на фестивале Таврида АРТ, и наша танцовщица Лариса Монжалей выиграла ГРАНД на создание уникального технологично-инженерного проекта в области современного танца «Code: провинции».
Мы познакомились с Dozado dance magazine и поучаствовали в «ГравитациИколлаж» — потрясающей постановке танцовщицы балета Прельжокажа — Нурии Нагимовой и художника-коллажиста Олега Грачева.
Было много новых знакомств, встреч и приездов: Наталья и Вадим Каспаровы, Екатерина Васенина, Сада Мамедова, Ольга Тимошенко и Алексей Нарутто. Особенно хотим выразить благодарность Елене Панасенко и Маргарите Мойжес за возможность увидеть и поучаствовать в проекте «Диалоги», благодаря которому наша труппа побывала на фестивале Danceinversion и посмотрела своих кумиров в большом театре — NDT, ливанская, испанская и другие мировые танцевальные труппы. Это одно из самых ярких впечатлений уходящего года!
И под завершение у нас были поставлены два премьерных спектакля «Последняя цифра перед бесконечностью» и «Список Ксении».
ЖЕЛАЕМ ВСЕМ в следующем году БЕСКОНЕЧНОГО СТРЕМЛЕНИЯ КО ВСЕМУ, ВО ВСЕМ И ВЕЗДЕ!
VIII
Это был один из самых долгих проектов по планированию и созданию коммуникаций. Но дорогу осилит идущий! Так, вместе с Нурией Нагимовой, артисткой труппы Балет Прельжокажа, в 2019-ом году мы провели танцевальное ателье и показали перформанс – наш парафраз на знаменитую постановку Анжелена «Gravité».
УЧАСТНИКИ НАШИХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ВОРКШОПОВ! Спасибо, что вы есть и что вы так любите танец! Нас это очень вдохновляет! И спасибо, НУРИЯ, за прекрасный опыт!
А теперь размышления Нурии о том, что было важным в этом году для неё:
«Идея изучения пространства была наиболее актуальна в этом году. Тема не новая, но она остаётся главенствующей в современном танце. В уходящем году мне посчастливилось углубиться в эту тему благодаря новому спектаклю Анжелена Прельжокажа «Gravité», а также проработать её в сотрудничестве с артистами из России и Европы в рамках ателье и мастер-классов.
Отдельно спасибо танцевальному изданию «Dozado» за предоставленную возможность приблизиться к русским современным танцовщикам».
IX
Поразмышляем немного о переменах в жизни. Не о масштабных (климат или роботы вместо людей), а о повседневных. Если их не будет, мы остановимся. Вот, к примеру, дискуссия/диалог помогают случиться переменам?! Конечно, и наш замечательный друг – Ольга Рубцова – много об этом интересного может рассказать.
Так получилось, что наше знакомство с Ольгой пришлось на тот момент, когда она меняла свою работу. С её помощью (подготовка, репетиции, выступление) мы успели провести перформанс в ЗИЛе, а следом Оля занялась уже новой деятельностью (не танцем), но тоже в области культурного менеджмента.
«Я стараюсь всегда соотноситься с темами и областями тех проектов, в работу над которыми включаюсь. Танцевальные практики и телесные способы осмысления феноменов повседневности завораживают меня на дилетантском уровне. Вероятно, этот разрыв (между восхищением и зрительской неполноценностью) конвертирует недостаток в жгучий интерес и профессиональное любопытство. Изящный, синтетический проект на грани танца, перформанса и художественной практики (о перформансе «ГравитациИколлаж, прим. ред.) стал достойным аккордом в окончании личной профессиональной эпохи.
Сменив культурный центр на благотворительный фонд, продолжаю заниматься просвещением, образованием, культурным менеджментом и консалтингом.
Сейчас работаю над программой дискуссионной школы GAIDPARK-2020 для студентов российских вузов. Школа будет посвящена глобальным трендам и локальным практикам. Студенты будут спорить о локальных политиках и популизме, сторителлинге, культурном предпринимательстве и разных видах мобильностей, мемориальной культуре и социальной ответственности перед настоящим».
X
А это тот самый случай, когда наше знакомство с ТЕАТРОМ ЗЕМЛИ (режиссер, хореограф — Виталий Ким) случилось на просторах интернета. Мы не раз рассказывали вам о премьерах и проектах этого театра. Очень надеемся, что когда-нибудь (может, даже уже в новом году!) встретимся с ними лично и что-нибудь вместе придумаем! Как говорится, «от Питера до Москвы вези меня тепловоз…»
А пока вы можете почитать, какие важные для танца темы ребята поднимали в 2019-ом году. В частности, после премьеры «Поэмы конца» на Новой сцене Александринского театра у них состоялся диалог с Бобом Айзеном, хореографом из Нью-Йорка, о танце, театре и Театре Земли:
«Очевидно, что в мире невероятное количество хореографов, исполнителей, компаний в целом. Они выступают на площадках, съезжаются на международные фестивали, снимают кино. Они же являются самыми искушенными зрителями.
И зрелый, накопленный возрастом и географией профессиональной деятельности опыт позволяет им говорить вот о чем: интересная хореография, качественная техника исполнения — это важно, и в то же время повсеместно, — множество талантливых хореографов, новаторов и последователей, создают и показывают свои постановки по всему миру. В таком разнообразии произведений встает вопрос о том, что может разбудить самого пресыщенного зрителя — о впечатлении. И первый путь к этому с незапамятных времен — шоу, — поразить, удовлетворить потребности в зрелище.
В таком разнообразии произведений встает вопрос о том, что может разбудить самого пресыщенного зрителя — о впечатлении. И первый путь к этому с незапамятных времен — шоу, — поразить, удовлетворить потребности в зрелище.
Но в нашем разговоре речь шла о другом впечатлении, более близком нам, лежащем в основе самого существования танцевального театра — необъяснимом и эфемерном ощущении, которое пробирается под плотную кору тела, «в самую мякоть», и дергает за тонкую струну, находящуюся в глубине сердца — струну маленькой арфы нашей души.
И человек — древнее животное, заключенное в клеть собственного интеллекта — анализа, суждений, выводов — вдруг оказывается за пределами привычного восприятия.
Начинают сходить лавины эмоций, извергаться вулканы слез, опустошая, покрывая пеплом крепости у подножия, выставленные человеком же для защиты от огромного живого мира. Катарсис — это не обязательно нечто, в корне меняющее нашу жизнь. Это может быть ощущение одного вечера.
А Боб Айзен говорил о том, что труппа Театра Земли еще молода, и что к арфе его пресыщенной души нужно пробираться через впечатления от выступлений Пины Бауш, Каннингема, других великих художников, которых он встречал в своей жизни.
Но еще он сказал, что мы на верном пути. Там, где нельзя щадить себя ни на репетициях ни на сцене. Где связь со зрителем — это «живая жиль», которую не имитировать. Там, где каждое выступление — это встать лицом к лицу с самим собой, обнаженным перед всеми».
XI
Екатерина Васенина, исследователь современного танца, искусствовед и автор проекта dancewriter.ru:
«Для меня в 2019 году современная хореография распространилась и легализовалась ещё шире и ещё крепче во всевозможные искусства и науки. Это дает новую пищу для исследований, которые становятся все более локализованными по различным жанровым и периодизированным стратам. Так, в России теперь есть отдельные специалисты по танцевальному перформансу, движенческому сайт-специфику, теории перформанса, советскому танцевальному авангарду, российскому современному танцу разных периодов, посттанцу. Намерена и участвовать, и запасаться попкорном. Всех с Новым годом!»
XII
О магистральных фигурах 2019 года нам поведал балетовед Андрей Галкин:
«На мой взгляд, обращенный больше к балету, чем к современному танцу, магистральной фигурой 2019-го года стал Акрам Хан. Сразу три театральных фестиваля (Чеховский, Territoriя, DanceInversion) привезли к нам его новые работы. Одновременно четвертая – «Kaash» – вошла в репертуарные планы Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В длинном списке современных спектаклей, станцованных труппой, эта премьера займет место рядом с одноактовками Килиана, Дуато, Триши Браун.
Ну и, конечно, отдельно нужно сказать про «Жизель», ставшую главным событием сезона, кажется, для всех, кто интересуется танцем в какой бы то ни было форме. Этот спектакль преодолел различия взглядов и вкусов. Люди, которые, казалось бы, никогда и ни в чем не сойдутся, были единодушны в своих восторгах. Не могу вспомнить, когда в предыдущий раз такое случалось».
XIII
В 2019-ом году Александра Мартынова стала нашим новым автором, периодически мы публикуем её «Письма из ЛА», в которых она рассказывает о своей мечте — учиться, жить и работать в Лос-Анжелесе.
О «бесконечном и удивительном творческом самокопании», как о важной теме для танцовщиков сегодня, по мнению Александры:
«Многие танцоры и хореографы уже достигли определённых успехов во владении телом и научились с его помощью что-то создавать: хореографии, образы, истории, Танец. Передо мной и перед каждым артистом теперь встал вопрос: как изучить себя ещё больше? Как это — полностью раскрыться в танце? Как стирать собственные границы? Какие жизненные комплексы засели в моей голове так прочно, что они мешают реализации моего таланта? Как много я могу выразить своим телом? Что оно уже умеет, что я не позволяю ему делать? Все эти вопросы решает для себя каждый сам. Для меня сегодня это очень важно».
XIV
Завершается наш марафон «Друзья Dozado» подсказкой от Елены Панасенко, у которой, кстати, мы впервые побывали в гостях, в знаменитой студии dancehelp:
«Если мы разрозненны и удаляемся друг от друга, современный танец умирает. Амбиции — в сотрудничестве, а не в самодостаточности. Самое независимое существо — это раковая опухоль. Выживание — в сотрудничестве«.
XV
Впереди много планов! Dozado желает всем своим друзьям и читателям, чтобы задуманное получилось!
А если вдруг вам станет немного грустно или трудно, предлагаем минутку праздничного настроения ;))
Редакция Dozado dance magazine