ФРАНСДАНС. Как это понимать???

размещено в: STAGE | 2

Фестиваль современного танца «ФРАНСДАНС» прошел в Культурном центре «Москвич» 27-28 февраля. В рамках фестиваля было показано четыре спектакля и проведена серия мастер-классов от французских мастеров современного танца. Мы посетили спектакли второго дня и попытались разобраться в особенностях французской современной хореографии.

После нас Провинциальные танцы Татьяна Баганова современная хореография Франсданс
«После нас» — Провинциальные танцы

Четыре известных французских хореографа, талант которых признан в Европе — Тома Лебрен, Мод Ле Пладек,Фабрис Ламбер и Рашид Урамдан в течение 2015 года работали с российскими танцевальными компаниями. Для работы были выбраны Театр танца «Скрим» (Самара, рук.Эльвира Первова), театр «Провинциальные танцы» (Екатеринбург, Татьяна Баганова), театр «Балет Москва» (Москва, рук. Елена Тупысева) и Камерный балет «Пантера» (Казань, рук. Наиль Ибрагимов). Эти творческие коллективы проделывают уникальную работу по развитию современного танца – каждый  в своем регионе.

28 февраля Театр танца Эльвиры Первовой «Скрим» (г. Самара) показал работу «ДЕМО-материалы» (постановка Мод Ле Пладек),  а Екатеринбургский театр «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой — спектакль «После нас» (хореограф Фабрис Ламбер).

Первый вывод, который можно сделать — современный танец во Франции и современный танец в России – это две большие разницы (следует, конечно, оговорить, что в нашей стране он еще не вышел на пик своего развития). Именно поэтому московскому зрителю, насколько я могла судить по словам окружающих меня в зале людей, очень сложно было проникнуть в суть происходящего.

Проблемы, которые поднимают в своем творчестве французы, взаимосвязи, которые они находят между разными сущностями, абстрактны и сложны для сознания российского человека. Это не хорошо и не плохо, это просто иначе, не так, как у нас. Но ведь в знакомстве с неизвестным и есть суть межкультурного обмена, не так ли?

театр Балет Москва, Франсданс, современная хореография
театр «Балет Москва»

Спектакль «ДЕМО-материалы» это адаптация французской версии «Democracy». Постановщик — Мод Ле Пладек – получила танцевальное образование в Национальном хореографическом центре в Монпелье. Музыку к спектаклю написала современный французский композитор Джулия  Вольф, и в ней исключительно барабаны. Ритм здесь главный. Он руководит движением и подсказывает эмоции. Современный французский поэт Жиль Амальви сказал о «Democracy»: «Что дает телу свободу или, наоборот, сковывает больше, чем ритм? Отдаться ему, влиться в него, подчиниться ему, разрушить его, найти в нем свое место, изменить его изнутри… Под напряжением от взаимодействия кожи и мускулов, от ударов и шагов, сцена становится площадкой для обмена, на которой проходят и открываются образы, как аллегория политического явления: коллективные выпады в конфликтных ситуациях, случайные встречи один на один, спектр чувств и ассоциаций перемешивается, выявляя идею демократии, вызывающей возмущение, вектор утопии…».

Движения танцоров повторяют музыку идеально, настолько точно, что это кажется чудом. Когда в музыке несколько инструментальных тем, разные танцовщики соответствуют разным инструментам в мелодии. Все эти вариации и в музыке, и в хореографической лексике, и в композиции призваны показать, как человек выстраивает отношения с коллективом, или на чем основываются межличностные отношения: поддержка, помощь, подавление, мотивация, сотрудничество и так далее. И все это задается ритмом, который для зрителя за минуты спектакля из просто музыкального превратился в ритм самой жизни.

После нас Провинциальные танцы Татьяна Баганова современная хореография Франсданс
«После нас» — Провинциальные танцы

После антракта на сцену вышел Екатеринбургский театр «Провинциальные танцы» и показал работу невероятной красоты. На сайте организаторов спектакль описан так: «После нас» показывает, как время проходит сквозь нас. Движение воплощает настоящее, жест, совершенный прямо сейчас. Движение преобразуется в свет, и этот свет превращает пространство в танец. Так завязывается диалог между тем, что появляется, и тем, что остается. Подобно вскрытию пространства, «После нас»воплощает наше настоящее и вопросы, которые мы оставим после себя в виде следов». Может показаться, что смысл этой работы слишком абстрактен и далек от жизни. Однако назвать это «чистым» искусством вряд ли возможно. Это не «искусство ради искусства», это для человека и про него. Спектакль поднимает метафизические вопросы, воздействует на наше бессознательное и может быть понятен ассоциативно каждому.

Современное искусство – дело привычки. Чем больше мы будем смотреть, тем глубже научимся видеть, тем легче мы будем воспринимать сложные, первоосновные вопросы, высказанные языком танца. Но не нужно слепо копировать европейский опыт. Ведь что русскому хорошо, то немцу смерть. И наоборот.

Текст: Анна Юдина

Фото: предоставлены

Если Вам понравилась статья — не забудьте поделиться с друзьями и поставить ЛАЙК. Тогда мы будем знать какие статьи чаще публиковать

2 ответов

  1. «Как это понимать???»
    В журнале, пишущем о танце, не знают театр «Провинциальные танцы» и называют его «провинциальным театром» ???
    Приглашаем посетить наш сайт и страницы в соцсетях:
    https://www.facebook.com/Театр-Провинциальные-танцы-305353346249804/
    http://prov-dances.livejournal.com
    http://vk.com/club7819474
    Ну и «погуглить» перед публикацией материала не мешало бы.

    • Расцениваем это как Ваши методы саморекламы, тем не менее даем добро на ваш комментарий. Русская народная пословица:
      В скромности — мудрость, в надменности — гибель.
      Правку в статью внесем, спасибо. В следующий раз обращайтесь в редакцию: info@dozado.ru Не обязательно показывать свою провинциальность в «выворачивании кишок» в форме оскорблений и обид. Хороших вам провинциальных танцев!

Оставить ответ