Фестиваль современного танца Futurum проходит уже в четвертый раз. 18 марта на сцене культурного центра «Салют» показали 11 работ хореографов из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара и Тольятти. Среди них были и именитые хореографы, как Сона Овсепян и Ксения Шлезингер, а также незнакомые московскому зрителю.
Организаторы фестиваля, Анастасия и Иван Кожевниковы, планировали провести его раньше, но столкнулись с трудностями из-за пандемии. Сегодня они решили его провести, не смотря ни на что. Многим участникам важно показать свои работы. Открывало фестиваль соло Софьи Голомолзиной из Питера. В прошлом году она тоже выступала и порадовала зрителей миниатюрой “Человеку нужен человек”.
В этом году она подняла нелегкую для каждого танцовщика тему «Я не умею танцевать». Каждому исполнителю приходили однажды такие мысли в голову — «я недостаточно хорошо», «вот когда достигну такого уровня, тогда да», «нужен идеал». Но танец — это не точка, говорит со сцены Софья. Сначала она скованно двигается, смотря при этом в зал «вот так вы хотите, чтобы я танцевала?» Потом вылезает как из кокона из комбинезона и зритель видит натренированное тело, которое явно не назовешь «нетанцевальным». «Я хочу сейчас немного просто побыть собой и насладиться моментом», говорит Софья и танцует так, «как будто никто не видит». Заканчивается соло прыжками и возгласами «я могу еще!» Каждый мастер (и танцовщик) может совершенствоваться беспредельно.
©Мария Хуторцева
Еще одно соло исполнила Лилия Симонова. Она станцевала «Колыбель» Соны Овсепян о нелегкой доле матерей. Соло было создано как реакция на происходящее сегодня, и в нем вся боль женщин, которые спасают и теряют своих детей. Наверное, единственная постановка на фестивале, которая говорит о сегодняшней ситуации.
©Мария Хуторцева
Лилия Симонова показала на фестивале и свой дуэт «Маргарита» о героине Дюма «Дама с камелиями». В большом кринолине как в клетке она двигается скованно и жеманно, стараясь выбраться, но забираясь обратно. На сцене появляется Арман и избавляет её из плена, однако после пылкой кратковременной любви наступает известный финал. Лилия танцовщица универсальная, её тело вобрало в себя многие приёмы современного танца и ей доступны любые прогибы, прыжки и поддержки. Она ещё и талантливый педагог — в конце на сцену выбегают её маленькие ученицы и крепко обнимают.
©Мария Хуторцева
Дуэт с не меньшим накалом исполнила компания K.R.A.S.T. project. Хореограф Максим Тараканов с танцовщицей Анитой-Нельсоной Траоре исследуют на сцене взаимодействие двоих — противобортство или слияние в одно. Между исполнителями наэлектризовывается пространство — как будто магниты то притягиваются, то отталкиваются. «История обыкновенного безумия» состоит из композиционных заготовок и простора для импровизации.
©Мария Хуторцева
Похожий способ существования на сцене у дуэта московской труппы Александра Шуйского «Всем телом». Светлана Шуйская и Егор Савин как будто импровизируют, находят точки соприкосновения, повторяют движения друг друга и развивают их. В дуэте «Эхо» они исследуют тему «другого», который остается внутри тебя. Мягкие прыжки с перекатами, очень деликатные движения, и в то же время напоминающие стиль «гага»: будто энергия перекатывается по телам исполнителей от стопы через корпус к ладони и продолжается дальше в пространстве.
©Мария Хуторцева
Еще один дуэт приехал из Питера — Pas de deux Александры Сафроновой. Здесь тоже есть место импровизации: хореограф предложила исполнителям Ольге Огородниковой и Михаилу Мельникову каркас старой балетной формы и партитуру Вагнера, в рамках которой они могут импровизировать. На непривычно для композитора светлую и праздничную музыку (музыкальный антракт из оперы «Зигфрид», Рихард Вагнер) танцовщики кружатся и ходят по кругу, наблюдая друг за другом и перенимая движения, соединяясь и распадаясь. В своих рыжих костюмах, радостно подпрыгивая, они будто славят приход весны и перемен — которых все так ждут.
©Мария Хуторцева
Весеннюю постановку также представили участницы танцевальной компании Revolution dance из Тольятти. «Пора цветения и симфония луговых колокольчиков» хореографа Ксении Левошиной будто наполнена прозрачным свежим ветерком. На сцену выпархивают словно лепесточки или феи танцовщицы с бубенчиками в руках и зал наполняет хрустальный перезвон. Потом появляется главная героиня — в плаще, волосы собраны в тугой хвост. Звучит шум города — машины, пешеходы, но вот ее освобождают от пальто, она распускает волосы и уже слышны щебетания птиц и она упивается весной, руки дышат легче. Обновление природы снова принесло облегчение и людям.
©Мария Хуторцева
Другая солнечная постановка приехала на фестиваль из Краснодара. Но «Солнцепек» Анастасии Чаловой и танцевальной компании “Жест” — не радость весне и солнцу, а палящая пустыня. То, что человечество может оставить после себя — лишь песок. Как и те, кто напрасно зарывают свои таланты. В желтых плащах исполнительницы танцуют на круглых барабанах, катают их словно закатившееся солнце и словно пытаются выжить под палящими лучами.
©Мария Хуторцева
О проблеме самокопания как неотъемлемой части человечества говорит Алиса Куликова в постановке «Мухи в черепной коробке». Отталкиваясь от образов из пьесы экзистенциалиста Сартра “Мухи”, она вместе с двумя исполнительницами (Полина Майорова и Виктория Хорошавцева) пытается избавиться от назойливых мыслей, как от неприятных насекомых. Разрушительные силы угрызения совести, ненависти к себе и саморазъедания не дают ни на минуту успокоиться и заставляют трио кружиться, прыгать, трястись от внутреннего зуда, от которого нет избавления.
На фестивале можно было посмотреть фрагмент из спектакля Марии Орловой Present moment. Семь исполнителей компании Soulmate идут от задника сцены на зрителей и будто наталкиваясь на стену, отскакивают обратно. Особенно очаровательно мужское трио — в борьбе за стул и соревнуясь в свой маскулинности танцовщики перекидывают друг друга с невероятным акробатизмом и иронией. В погоне за целями и достижениями современный человек забывает про настоящий момент, в котором хореограф и предлагает задержаться.
©Мария Хуторцева
Завершает фестиваль энергичная и наполненная сложными техническими элементами постановка Felix’s office Ксении Шлезингер. В описании даже не дается разгадка к происходящему — только имени исполнителей «в офисе Феликса». Каждый из них настолько крутой танцовщик, что даже не нужно лишних слов. Шестеро офисных работников в рубашках встают в круг, и нагловато-приветливо друг другу улыбаются, как бы говоря «ну покажи на что ты способен». Как в баттле они по очереди перепрыгивают через центр круга, по ходу показывая себя — кто чем владеет. Каждый хочет быть выше, круче, техничнее. То сливаясь в едином ритме в одно племя, то распадаясь на личности и подначивают друг друга и юля, они в итоге выходят к зрителям на заслуженный поклон.
Фестиваль современной хореографии FUTURUM IV за несколько лет (кстати, в следующем году у него будет юбилей — пятилетие!) обрёл свой почерк. Его создатели Анастасия и Иван Кожевниковы каждый год формируют программу как большое художественное панно современного танца. Оно живое и разнохарактерное, состоящее из постановок, отрывков из спектаклей, перформансов, что в совокупности точно отражает приметы и настроения своего времени. Зрители сами различают сигналы настоящего и будущего. Примечательно, что ведущих во время показа нет. Переходы между номерами — это короткие видео презентации о каждом участнике. Фестиваль также уверенно расширяется и в сторону образовательной программы, в этом году мастер-классы по современному танцу давали не только российские хореографы, но и зарубежные. С нетерпением будем ждать юбилейный FUTURUM!
Текст: Нина Кудякова
©Dozado 2022