FUTURUM IV. Подводим итоги

размещено в: STAGE | 0

Фестиваль современного танца Futurum проходит уже в четвертый раз. 18 марта на сцене культурного центра «Салют» показали 11 работ хореографов из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара и Тольятти. Среди них были и именитые хореографы, как Сона Овсепян и Ксения Шлезингер, а также незнакомые московскому зрителю.

Организаторы фестиваля, Анастасия и Иван Кожевниковы, планировали провести его раньше, но столкнулись с трудностями из-за пандемии. Сегодня они решили его провести, не смотря ни на что. Многим участникам важно показать свои работы. Открывало фестиваль соло Софьи Голомолзиной из Питера. В прошлом году она тоже выступала и порадовала зрителей миниатюрой “Человеку нужен человек”.


“Я не умею танцевать”, Софья Голомолзина
©Мария Хуторцева

В этом году она подняла нелегкую для каждого танцовщика тему «Я не умею танцевать». Каждому исполнителю приходили однажды такие мысли в голову — «я недостаточно хорошо», «вот когда достигну такого уровня, тогда да», «нужен идеал». Но танец — это не точка, говорит со сцены Софья. Сначала она скованно двигается, смотря при этом в зал «вот так вы хотите, чтобы я танцевала?» Потом вылезает как из кокона из комбинезона и зритель видит натренированное тело, которое явно не назовешь «нетанцевальным». «Я хочу сейчас немного просто побыть собой и насладиться моментом», говорит Софья и танцует так, «как будто никто не видит». Заканчивается соло прыжками и возгласами «я могу еще!» Каждый мастер (и танцовщик) может совершенствоваться беспредельно.


Еще одно соло исполнила Лилия Симонова. Она станцевала «Колыбель» Соны Овсепян о нелегкой доле матерей. Соло было создано как реакция на происходящее сегодня, и в нем вся боль женщин, которые спасают и теряют своих детей. Наверное, единственная постановка на фестивале, которая говорит о сегодняшней ситуации.


Лилия Симонова показала на фестивале и свой дуэт «Маргарита» о героине Дюма «Дама с камелиями». В большом кринолине как в клетке она двигается скованно и жеманно, стараясь выбраться, но забираясь обратно. На сцене появляется Арман и избавляет её из плена, однако после пылкой кратковременной любви наступает известный финал. Лилия танцовщица универсальная, её тело вобрало в себя многие приёмы современного танца и ей доступны любые прогибы, прыжки и поддержки. Она ещё и талантливый педагог — в конце на сцену выбегают её маленькие ученицы и крепко обнимают. 


Дуэт с не меньшим накалом исполнила компания K.R.A.S.T. project. Хореограф Максим Тараканов с танцовщицей Анитой-Нельсоной Траоре исследуют на сцене взаимодействие двоих — противобортство или слияние в одно. Между исполнителями наэлектризовывается пространство — как будто магниты то притягиваются, то отталкиваются. «История обыкновенного безумия» состоит из композиционных заготовок и простора для импровизации.


“Эхо”
©Мария Хуторцева

Похожий способ существования на сцене у дуэта московской труппы Александра Шуйского «Всем телом». Светлана Шуйская и Егор Савин как будто импровизируют, находят точки соприкосновения, повторяют движения друг друга и развивают их. В дуэте «Эхо» они исследуют тему «другого», который остается внутри тебя. Мягкие прыжки с перекатами, очень деликатные движения, и в то же время напоминающие стиль «гага»: будто энергия перекатывается по телам исполнителей от стопы через корпус к ладони и продолжается дальше в пространстве. 


Еще один дуэт приехал из Питера — Pas de deux Александры Сафроновой. Здесь тоже есть место импровизации: хореограф предложила исполнителям Ольге Огородниковой и Михаилу Мельникову каркас старой балетной формы и партитуру Вагнера, в рамках которой они могут импровизировать. На непривычно для композитора светлую и праздничную музыку (музыкальный антракт из оперы «Зигфрид», Рихард Вагнер) танцовщики кружатся и ходят по кругу, наблюдая друг за другом и перенимая движения, соединяясь и распадаясь. В своих рыжих костюмах, радостно подпрыгивая, они будто славят приход весны и перемен — которых все так ждут.


Весеннюю постановку также представили участницы танцевальной компании Revolution dance из Тольятти. «Пора цветения и симфония луговых колокольчиков» хореографа Ксении Левошиной будто наполнена прозрачным свежим ветерком. На сцену выпархивают словно лепесточки или феи танцовщицы с бубенчиками в руках и зал наполняет хрустальный перезвон. Потом появляется главная героиня — в плаще, волосы собраны в тугой хвост. Звучит шум города — машины, пешеходы, но вот ее освобождают от пальто, она распускает волосы и уже слышны щебетания птиц и она упивается весной, руки дышат легче. Обновление природы снова принесло облегчение и людям.


“Солнцепек” Анастасии Чаловой
©Мария Хуторцева

Другая солнечная постановка приехала на фестиваль из Краснодара. Но «Солнцепек» Анастасии Чаловой и танцевальной компании “Жест” — не радость весне и солнцу, а палящая пустыня. То, что человечество может оставить после себя — лишь песок. Как и те, кто напрасно зарывают свои таланты. В желтых плащах исполнительницы танцуют на круглых барабанах, катают их словно закатившееся солнце и словно пытаются выжить под палящими лучами.


О проблеме самокопания как неотъемлемой части человечества говорит Алиса Куликова в постановке «Мухи в черепной коробке». Отталкиваясь от образов из пьесы экзистенциалиста Сартра “Мухи”, она вместе с двумя исполнительницами (Полина Майорова и Виктория Хорошавцева) пытается избавиться от назойливых мыслей, как от неприятных насекомых. Разрушительные силы угрызения совести, ненависти к себе и саморазъедания не дают ни на минуту успокоиться и заставляют трио кружиться, прыгать, трястись от внутреннего зуда, от которого нет избавления. 


Present moment Марии Орловой и компании Soulmate Алиса Куликова,
©Мария Хуторцева

На фестивале можно было посмотреть фрагмент из спектакля Марии Орловой Present moment. Семь исполнителей компании Soulmate идут от задника сцены на зрителей и будто наталкиваясь на стену, отскакивают обратно. Особенно очаровательно мужское трио — в борьбе за стул и соревнуясь в свой маскулинности танцовщики перекидывают друг друга с невероятным акробатизмом и иронией. В погоне за целями и достижениями современный человек забывает про настоящий момент, в котором хореограф и предлагает задержаться.


Завершает фестиваль энергичная и наполненная сложными техническими элементами постановка Felix’s office Ксении Шлезингер. В описании даже не дается разгадка к происходящему — только имени исполнителей «в офисе Феликса». Каждый из них настолько крутой танцовщик, что даже не нужно лишних слов. Шестеро офисных работников в рубашках встают в круг, и нагловато-приветливо друг другу улыбаются, как бы говоря «ну покажи на что ты способен». Как в баттле они по очереди перепрыгивают через центр круга, по ходу показывая себя — кто чем владеет. Каждый хочет быть выше, круче, техничнее. То сливаясь в едином ритме в одно племя, то распадаясь на личности и подначивают друг друга и юля, они в итоге выходят к зрителям на заслуженный поклон.

Фестиваль современной хореографии FUTURUM IV за несколько лет (кстати, в следующем году у него будет юбилей — пятилетие!) обрёл свой почерк. Его создатели Анастасия и Иван Кожевниковы каждый год формируют программу как большое художественное панно современного танца. Оно живое и разнохарактерное, состоящее из постановок, отрывков из спектаклей, перформансов, что в совокупности точно отражает приметы и настроения своего времени. Зрители сами различают сигналы настоящего и будущего. Примечательно, что ведущих во время показа нет. Переходы между номерами — это короткие видео презентации о каждом участнике. Фестиваль также уверенно расширяется и в сторону образовательной программы, в этом году мастер-классы по современному танцу давали не только российские хореографы, но и зарубежные. С нетерпением будем ждать юбилейный FUTURUM!

Текст: Нина Кудякова

©Dozado 2022