Началось всё с того, что на Платоновском фестивале мы познакомились с Нурией Нагимовой — танцовщицей компании «Балет Прельжокажа». Она давала мастер-класс воронежским танцовщикам, и мы решили, что московские танцовщики тоже должны иметь возможность выучить хореографию Прельжокажа. Целый год ушел на переписку и обсуждение дат приезда Нурии, и вот, наконец, 26 августа началось ее ателье в Москве «Гравитации».
За этот год мы успели придумать многое — начиналось всё с обычного мастер-класса хореографии Прельжокажа, продолжилось идеей коллаборации с московским художником, перфомансом в музее и закончилось вы уже знаете чем — постановкой в ЗИЛе «ГравитациИколлаж».
25 августа Нурия прилетела в Москву и мы до-обсудили последние детали касательно ателье и постановки. У Нурии был готов четкий план по заданиям для танцовщиков и вся структура постановки. 5 картин коллажиста Олега Грачева были разосланы участникам, на них они готовили дома свою импровизацию.
26 августа Нурия и 15 танцовщиков встретились в Театре-студии современной хореографии и ателье началось. Сначала была разминка по методу Фельденкрайза — так Прельжокаж начинает любой свой класс. Чтобы услышать тело и настроить его на работу с мозгом — контроль каждой части тела очень важен для хореографа. После этого была еще одна разминка для мозга с мячиками, где нужно было еще и выучить счет на французском (к концу ателье уже все участники на автомате считали для связок исключительно по-французски).
Каждый день Нурия давала фрагмент из постановок Прельжокажа — какие-то части она включила в постановку. Например, танец девушек из “Фрески” и дуэты на полу из “Гравитации”. Здесь и нужен был четкий счет, где каждое движение выверено. И участники с этим отлично справились.
Третьей частью ателье была импровизация. Танцовщики делали разные задания, которые обычно делают участники “Балета Прельжокаж”. Целью было найти в теле непривычные способы движения, то, что раньше тело не делало. Потом участники показывали заготовленную хореографию на одну из пяти картин, и что-то из этой импровизации пошло в постановку.
В один из дней Нурия показала презентацию и рассказала о своем опыте работы в труппе, а участники задали все интересующие их вопросы. Как Нуреев вдохновил маленького Прельжокажа на занятия классикой, как создавались уже культовые постановки хореографа и , конечно, как попасть к нему в труппу.
Два дня подряд участники ателье репетировали и собирали постановку на сцене Культурного центра ЗИЛ. Весь перфоманс состоял из 5 частей — соответствующих темам 5 картин: “Роза ветров”, “Зависимость”, “Вокруг да около”, “Космический поезд” и “Чувственность”. Перфоманс танцовщики начали еще на выставке художника в фойе, начав двигаться и “космическим поездом” увлекая за собой зрителей в зал.
Там уже лежала на полу сцены Нурия, и как только все расселись и начала играть музыка, она исполнила свое соло из постановки “Гравити”. После этого танцовщики полчаса не уходили со сцены, и большая часть перфоманса была создана всего за 4 дня. Импровизация на сцене была, но в очень жестких структурных рамках, так что и нельзя было понять, что это не выучено заранее. Танцовщики показали настоящий профессионализм как исполнители и со-создатели хореографии, а Нурия — как педагог и хореограф.
После перфоманса состоялся паблик-ток с Нурией и Олегом Грачевым, который поделился, что в итоге был растроган такой интерпретацией своих работ. Участники и зрители смогли пообщаться в неформальной обстановке и обсудить этот единожды-показанный перфоманс.
Благодарим за поддержку Французский институт при посольстве Франции в России и Культурный центр ЗИЛ.