Крейцерова соната: музыка не спасла

размещено в: STAGE | 0

В первый день холодного лета в ЦИМе прошла премьера балета «Крейцерова соната» театра «Балет Москва», по произведению Л. Толстого, на музыку Бетховена.

крейцерова соната, балет москва. цим, бетховен

Молодой канадец Роберт Бинет (25 лет) стажировался у Уэйна МакГрегора, а с 2013 ставит работы для Национального балета Канады. Еще в школе повесть Толстого поразила его тем, что музыка так способна менять жизнь человека. Как раз таки музыку он и сделал главной героиней своего нового балета. Бинет сосредоточился на жене Позднышева, которая преобразилась после нескольких занятий со скрипачом. Погрязшая в безрадостном семейном быту, она внезапно находит спасение выбраться из него.

крейцерова соната, балет москва. цим, бетховен

Сюжет произведения подкорректировала для балета канадский драматург Бритта Джонсон, поскольку Бинет ни разу еще не ставил нарративных историй. Действие начинается в условном доме (аскетично-дзеновские деревянные балки и рояль в углу) , который возвела на сцене лондонский художник Хаэми Шин. Беременная жена (Евгения Гончарова) нежно кружится в заботливых объятиях мужа (Эдуард Ахмедшин) , нерешительно переминается, вытягивает ногу в высокий арабеск. Беременными балеринами уже мало кого удивишь, но возникает беспричинное волнение за ее псевдоплод. Который в итоге и устраняется со сцены (по Толстому – жена начала пользоваться контрацептивами) – и тогда начинаются проблемы. У супругов, конечно. Ведь «последнее оправдание свиной жизни – дети – было отнято, и жизнь стала еще гаже». Ссоры, утроенные еще двумя парами, с шлепками женой об пол, балетно-пантомимные взмахи руками, ее апатия и его усиливающаяся ревность.

крейцерова соната, балет москва. цим, бетховен

Появление скрипача (От Клеманн) на сцене условно по либретто и по хореографии – он лишь портал в музыку для жены и ее опора и поддержка в танце. И если вначале нерешительно-тревожная музыка Бетховена солировала на сцене, подавляя собой танец, то с появлением музыканта на сцене вихрь страстей начинает закручивать героев в турах и прыжках (особенно уверенных у ревнивца-мужа), неумолимо ведя их к кровавой развязке.

крейцерова соната, балет москва. цим, бетховен

Соната №9 для скрипки и фортепьяно, названная в честь французского скрипача, длится примерно 40 минут. Для часового балета музыку дописала американка Гити Разас – уже ближе к финалу звучит кларнет, словно из «Весны священной» Стравинского, и музыка сочно набирает обороты с помощью струнного квартета и фортепьяно. Помимо главных героев и их тройников, на сцене все чаще появляется танцевальный хор – кружащиеся пары, либо «виллисы» убитой жены.

крейцерова соната, балет москва. цим, бетховен

Драма человека, подавленного животным существованием и несчастным браком, противопоставлена в балете спасением его жены в музыке. Боявшийся влияния и воздействия на себя музыки, бесконечный эгоист (однако раскаившийся, по Толстову) Позднышев предстает в танце страстным ревнивцем, а жена  его возвышенной мученицей (облачка на заднике сцены на это всячески намекают). И пусть у Толстого все было не совсем так, главное, что в музыке каждый может найти убежище, а в искусстве – спасение от брака, мира, реальности. Или не может?

крейцерова соната, балет москва. цим, бетховен

Текст: Нина Кудякова

Фото:  Alex Pankov

Оставить ответ