Круговая порука, перфоманс

«Круговая порука». Иммерсивный перформанс к 100-летию революции

размещено в: STAGE, ЭКСПЕРТЫ | 0


Автор идеи – Женя Андрианова. Участники – Ольга Сорокина, Елена Малкова, Елена Дергачева, Марианна Бекетова, Женя Андрианова. Вокал – Игорь Поднебеснов. Звуковой дизайн – Марина Поднебеснова.
Круговая порука, перфоманс

Восемнадцатилетняя Мария Бочарникова не боялась умереть, она – как признавалась потом – боялась умереть некрасиво. Боялась, что живот проткнут штыком, и он лопнет как спелый арбуз. У Марии еще не прошли подростковые комплексы, а ей уже пришлось защищать Зимний дворец от жуткой толпы взбунтовавшихся солдат и матросов.

 

«Кто-то знал, а кто-то не знал, что во время Первой Мировой войны был создан женский батальон, – пишут авторы перформанса. – Кто-то знал, а кто-то не знал, что одна рота этого батальона была среди защитников Зимнего дворца 7 ноября 1917 года. Кто-то знал, а кто-то не знал, что Зимний защищала небольшая горстка людей, состоящая из женщин (Вторая рота Женского батальона), детей (юнкера 13-15 лет), инвалидов (в Зимнем находился госпиталь). Кто-то знал, а большинство – нет, что с ними случилось потом. Мы не знали. Пока не начали делать этот спектакль».

 

Иммерсивный перформанс «Круговая порука», созданный к столетию Октябрьской революции, – настоящее погружение в историю. Премьера его состоялась на столетие революции, в ноябре 2017 года, а затем «Круговую поруку» с успехом показали в Ярославле и Москве.

 

В самом начале перформеры и зрители сидят вместе в кругу: перформеры вынимают из картонных коробок и, по одному, передают зрителям артефакты той эпохи – склянки, сохранившие еле заметный запах духов, плюшевого мишку без одной лапы, черно-белые фото, конфетную обертку, чьи-то намоленные четки…  Их можно рассматривать, трогать, если хочется – нюхать. Среди передаваемых вещей – краткие, как телеграммы, записки, в основном – фрагменты мемуаров Марии Бочарниковой, единственной, оставившей детальное свидетельство о событиях. Во время штурма, пишет она, у защитниц Зимнего не было страха, не было истерик (как, наверное, хотелось бы многим – прежде всего, мужчинам). Мария заплакала только, когда все кончилось, когда им удалось выбраться из павшего дворца и добраться наконец до казармы, давшей им убежище.

 

Перформанс сделан так, что зритель сам переживает их чувства – решимость, мужество, страх и боль, – а с ними и всю безысходность происходящего, всю трагедию эпохи. Чтобы добиться такого эффекта, авторы – московский перформер Евгения Андрианова и ее коллеги в Питере, группирующиеся вокруг пластического театра «Лесной Дом» и фестиваля «Слово и тело», – придумали несколько чрезвычайно удачных приемов, которые делают их перформанс полноценным спектаклем.

 

В кругу зрителей – шесть женщин в белых рубахах, одеянии то ли ангелов, то ли смертников, то ли духов, вызываемых на спиритическом сеансе. Одежды и молчание женщин сразу делают происходящее похожим на литругию, ритуал. Уста их молчат, зато говорят тела: этому служит платформа, переводящая движения в звук, созданная Мариной Поднебесновой. Двигаясь, ворочаясь, танцуя на ней, перформеры буквально озвучивают жизнь тела, делают мысли и чувства персонажей телесными и слышимыми. А, встав плечом к плечу, они превращают свои белые рубахи в экран, на который проецируется немая кинохроника эпохи. И мы видим бегущих, стреляющих и падающих солдат, видим толпы на площадях, видим поддающиеся под ударами прикладом ворота Зимнего… Так, обращаясь ко всем органам чувств зрителя, они воскрешают и оживляют участниц Женского батальона, о судьбе которых, увы, нам известно ничтожно мало. Можно прочесть Джона Рида, можно заглянуть в Википедию, послушать лекции историков. А можно почувствовать атмосферу революционного Петрограда и понять, что же случилось в Зимнем 25 октября 1917 года, погрузившись в «Круговую поруку».

Ирина Сироткина