«На дне нефтяной скважины». Хореографическое исследование. Размышления с премьеры.

размещено в: STAGE | 0

17 июня 2021 г. в Мультимедиа Арт Музее (МАММ) прошла премьера перформанса «На дне нефтяной скважины» режиссера-хореографа Екатерины Маллиндер в исполнении экспериментальной танцевальной компании MDC.

©фото — Мария Малкич

Как заявлено в официальном релизе — это независимое хореографическое исследование на тему критической теории, как одного из важных, по мнению хореографа, направлений современной философии. В широком смысле, критическая теория представляет собой множество дискурсов по самым разным вопросам — от мультикультурализма до феминизма. Екатерина Маллиндер выбрала тему свободы, как освобождения человека от любых манипуляций.

©фото — Мария Малкич

Синий свет, пустое пространство. Издалека, словно из ямы поднимается ритмичный стук. Он усиливается, накладываясь на тревожные звуки. Эта тема рождается как бы из недр, где ритм будет постоянно меняться, задевая нервы зрителей, а потом и артистов перформанса.

©фото — Мария Малкич

Танцовщицы выходят обычным шагом, расходятся по углам. Всё замирает: свет гаснет, звук стихает. В тишине первые две исполнительницы сходятся посередине условной площадки-сцены, замирая на миг. А затем словно в ускоренной съёмке-бумеранге начинают отчаянно ловить баланс на plie в высоких полупальцах, размахивая руками и напоминая зашкаливающую пиктограмму динамиков. Пока не найдут опору друг в друге и медленно не опустятся вниз.

©фото — Мария Малкич
©фото — Мария Малкич

Им на смену выйдет высокая и тонкая Елизавета Кузьмина, в медленно-тягучих движениях словно измеряющая пространство ввысь и вширь под такую же тягучую музыку.

©фото — Мария Малкич

А дальше в действие включатся все шесть танцовщиц, которые будут двигаться то в унисон, то распадаться на отдельные группы или даже соло. Но по сути основу пластического языка зададут первые три девушки. В смысле движений исполнители будут то ловить баланс (свой, с партнёром, с этим миром), то механически-нервно твердить движения, то растягиваться медленно как в рапиде во всех проекциях.

Интересным композиционно стал момент, где танцовщица на бочке прогибается вверх, держась за ноги, а вокруг на полу остальные, расположенные звездой, то распластываются ниц, то повторяют её позу. Другая впечатляющая часть — общее движение всех танцовщиц в одной части пространства в медленной, много раз повторяющейся комбинации, распадается на отдельные, разные у всех девушек динамичные элементы.

©фото — Мария Малкич

А самым нестандартным стало разделение исполнительниц на две группы. Одна осталась в том же пространстве, а вторая вышла из него и из круга зрителей, одновременно с разделением музыкального сопровождения на два источника звука, с разным ритмом. Это двойное — визуальное и аудиальное — расхождение партий, с одной стороны, ещё больше усиливало ощущение дисгармонии, а с другой, наводило на мысль о попытке обособления и выхода из общего ритма.

Философский месседж автора проявится и в нагнетании тревоги в музыке, и в пластическом ряде, и в черных костюмах танцовщиц с масляным блеском, и в отсутствии гармоничных поз и композиций, и в постоянном стремлении исполнителей выйти из синхронного движения. Мир на грани, равновесие слишком шатко и зыбко. Некоторые вещи в середине перформанса для меня оказались ярче финала. Хотя, возможно, так и было задумано, а в финале неопределенность, вопрос, неясность. Что же дальше?…

Интересная работа Екатерины Маллиндер. Есть небанальные решения, но также и места, где внимание куда-то «уплывает» и возникают некоторые длинноты. Вообще перформанс в музее — это атмосферно, есть такая близость зрителя и артиста, которая даёт больше вовлечения и большее проникновения в замысел хореографа. Автору однозначно удалось заставить зрителя размышлять, чувствовать и задумываться вместе с ним.

Текст: Юлия Рязанова

Фото: Мария Малкич