На фестивале современной хореографии Nord Dance — 2021 в Петрозаводске была основана Ассоциация фестивалей российского современного танца
В Петрозаводске завершился международный фестиваль современной хореографии Nord Dance. Home Vерсия. Фестиваль прошёл во второй раз, с 14 по 20 июня 2021 года, на сцене учредителя фестиваля, Музыкального театра Карелии. «Танцпол» театра «Балет Москва«, «Черный сад» петербургского проекта Валерии Каспаровой, «Спящая красавица» Анны Абалихиной и Ивана Естегнеева (Кострома-Москва), «Бегущие» челябинского театра современного танца Ольги Пона, комический детский балет «Три поросенка» в постановке Кирилла Симонова Московского детского музыкального театра имени Сац, «Другие» Валерии Каспаровой Музыкального театра Карелии, московский независимый проект Павла Глухова «Аррр» на воронежских танцовщиков: программа фестиваля представила пеструю географию российского современного танца, каждый спектакль нашел своего зрителя.
Бурлаки баллрума
Спектакль «Танцпол» бельгийского хореографа Йеруна Вербрюггена, выпущенный к 30-летию «Балета Москва», развивает тему суровости артистических будней, которую затронул хореограф театра Артем Игнатьев в современном балете «Эквус» 2013 на музыку Алексея Айги. Equus с латыни «лошадь», и танцмейстер стегает воздух тонким хлыстиком в опасной близости от тел танцовщиков. Приказами и окриками он запускает объездку «лошадей» по кругу сцены, переводит с аллюра на галоп, пресекает иноходь, и, кажется, никогда не снимает с подопечных шоры. В одиночестве же позволяет себе сольные странные танцы, спрятанные от всех.
«Танцпол» получился сильным и зрелищным высказыванием театра об изнанке профессии танцевального артиста, ее рисках и боли, страхах и упорстве. «Танцпол» опирается на знаменитый фильм «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» Сидни Поллака 1969 года с Джейн Фондой и Майклом Саразином. Скорее даже на основу сюжета о танцевальных марафонах американской Великой депрессии 1920-х, когда люди неделями соревновались в социальных танцах за бесплатную кормежку и ночлег. Поначалу ими двигало и желание танцевать, и покрасоваться, и хорошо провести время.
В центре танцпола – очерченная белым скотчем фигура убитого, погибшего человека: место преступления. Распорядитель бала (Алексей Нарутто) вкрадчивыми жестами и пистолетом в руке приглашает каждую новую пару в круг. Участники пронумерованы; номера не подряд, выбывшие красноречиво взывают белым контуром с линолеума. Танцовщики разминаются под присмотром Распорядителя под расслабляющую, располагающую музыку дансхоллов (композитор Стефан Левин). Место преступления топчут, на нем радуются танцу и жизни. Витальность и оптимизм несбыточных надежд подчеркнуты ярким светом (Дмитрий Разумов), лихорадочным ритмом танцевального коктейля из обрывков классических дуэтов, линди-хопа, вереницы фрагментов социальных и народных танцев.
Гаснет свет, и пара с опущенными плечами, как зомби на невидимой веревке, приходят в квадратуру круга. Распорядитель сам ложится в белый контур в центре танцпола. Участник № 53 (Илья Романов) прилежно укладывается в контур смерти, его женщина № 88 (Ольга Тимошенко) из последних сил вытягивает его, чтоб снова вместе встать в строй. А Распорядитель уже обнял пару других романтиков и подталкивает их к контуру-воронке.
Ольга Тимошенко в этом спектакле очень артистична. Сильная, ломкая кукла с очень свободной амплитудой движения. Распорядитель «ценит» ее артистический ресурс и старается подзаработать на ней как можно дольше. Озабоченный сборами и рейтингом, он ползком, с упряжью в зубах, как раненая тягловая лошадь, как бурлак баллрума, тащит платформу с извивающейся на стуле в диком сольном танце участницей №88: она годится и как одинокий зверь в клетке, ее стоит притащить на зрительскую забаву хотя бы и в зубах. И все вокруг понимают, чувствуют, разделяют эту волю к экстазу, всем подавай «вальс с чертовщиной».
Распорядитель привычно ужасается новой смерти и безоценочно оттаскивает еще одного павшего.
Неоновые выкрики как приказы «LOOK», «DREAMS», «TONIGHT» задают драматургический ритм. Общий морок-вальс ближе к кульминации сменяется зловеще веселым техно, в который вплетается вокальный речитатив танцовщиц и Распорядителя: в «Танцполе» по новой моде танцовщики и поют, и разговаривают.
Финальный венский вальс под отчужденное техно в черных купальниках обнажает страдание вальсирующих фигур. Скрытые костюмами и платьями фигуры вальсирующих пар акцентируют мягкость хода, изгибы спин и шей. В черных купальниках мы видим всю механику стилизованного вальса, его боль, натянутые мышцы. Камикадзе хотят быть красивыми перед смертью. И показать свои сильные чувства телесно, крупным планом.
In the middle of Nowhere
В спектакле «Бегущие» челябинского театра танца хореограф Ольга Пона не первый год создает метанарратив о том, как мы отказываемся наслаждаться собой. Красивые, умные, пневматичные, талантливые в рутине, нежные наедине, готовые выживать in the middle of nowhere ― привычно-смазанно взираем друг на друга без эмпатии и бежим. В новую тьму, из грохота индустриального в постиндустриальный, из паузы в период, из комнаты в эпоху, желательно не глядя. А сами при этом заслуживаем подробной, теплой замедленности, но и той опять выдано по графику.
В «Бегущих» есть момент, когда толпа черпает свет руками, пьет его из ладошек-ковшиков. Но как же долго бежать, помня о сатурации. А можно было черпать свет сразу: мы куда-то торопимся, не понимая, что мы уже здесь. Герои «Бегущих» хранят в своих телесных паттернах тот читаемый и труднообъяснимый мимолет, который безошибочно говорит, несмотря на универсальный кэжуал, изощренную техничность и глобализацию: перед нами русский человек. Куда бежим именно мы?
Спектакль «Черный сад», посвященный территории Карабаха, петербургский хореограф Валерия Каспарова начала репетировать примерно за неделю до начала вооруженного конфликта между Арменией и Азербайджаном осенью 2020 года. Армянские корни Валерии Каспаровой, наверное, определяют ее место на баррикадах, но позиция ее, человеческая и художественная, глубоко гуманистична.
Метафора спектакля ясна от начала и до конца: мы видим плотное дерево из человеческих тел с кроной из десятков человеческих рук. Дерево крепкое, здоровое, листья-пальцы шелестят на ветру. Это многонациональный советский Баку, где родился отец Валерии, продюсер Вадим Каспаров? Или весь многонациональный Советский Союз, где национальный вопрос не обострялся в остроманипулятивных целях до раскола государств?
В динамиках начинается бомбежка, вчерашних друзей и родственников неведомая сила раздирает на части, разбрасывает в стороны. Бег, миграция, скитания. Попытки воссоединений. И снова крепкое, толстое дерево из разных людей, личностей, судеб вырастает вместе, потому что людям так теплее, спокойнее, основательнее. И листья кроны из дрожащих пальцев людей, повидавших страшное, шелестят на ветру рядом, в синхронном дыхании. Спектакль будет показан на ереванском фестивале современной хореографии Summeet в августе 2021.
«Спящая красавица» Анны Абалихиной и Ивана Естегнеева посвящена утопии гармоничных отношений между современными мужчиной и женщиной. Под музыку Петра Чайковского и Алексея Наджарова на евролужайке засыпает женщина. Она видит сны об отношениях с мужчиной, но тот, взаимодействуя с ее телом разнообразно, не может ее пробудить и достучаться до ее сознания. Женщина просыпается, засыпает мужчина; ситуация повторяется. Идеальные отношения происходят только во сне, в мире грез; в реальности Он и Она только теребят бесчувственные тела друг друга. Потом на короткое время оба пробуждаются, одеваются в наряды «как из сказки»: Она в красное платье королевы, в диадеме и с волшебной палочкой, Он в светлом костюме на обнаженный роскошный торс: постирония на медиаобразы идеальной сказки. Надувается прозрачный шар: мыльный пузырь, рождественский сноуболл. Сказочный образ. Принц и принцесса входят в него, словно подсвеченные статуи в блестках. Сказочный образ меркнет, исчезает. На поклоны выходят обычные смущенные люди, сумевшие пересказать знаменитую балетную сказку так, что среагировавшие на название спектакля не разочаровались, а задумались.
«Аррр» московского хореографа Павла Глухова на музыку московского современного композитора Василия Пешкова поставлен на артистов труппы Воронежского Камерного театра Николая Гаврилина и Игоря Прудского. Две половинки одного человека бешено взаимодействуют: один, яркий, смелый, учит другого, скромного, задумчивого, говорить «Я», отыскать это публичное «Я». Пластические скетчи, рождающие из импровизаций-подначек, насыщены телесным силовым юмором, глубоким вниманием танцовщиков друг к другу, втягивающей взаимозависимостью. Смельчак добивается вытолкнутого из горла «Я!!!» партнера, на самом деле своего второго «я», и теперь его не заткнуть. Кинг-конговское «Аррр!» несется из горла двух субличностей, на которых зримо разъят один мужчина.
Трудничество. Коллаборации
На фестивале Nord Dance состоялись две лаборатории. Вижу смысловую связь между понятием «трудничества», бескорыстной работе добровольцев при монастырях, и популярными понятиями «коллаборации», «лаборатории»: labor-труд. Валерия Каспарова с набранными по оупенколлу танцовщиками создала флешмоб-спектакль «Память воды». Карелия — озерный край, и здесь воспоминания людей плотно переплетены с событиями у воды, на воде, и сама вода обладает свойствами памяти. Собравшиеся у ротонды на набережной танцовщицы двигались вдоль береговой линии и образовывали телами ручейки, ледяные глыбы, стекающие капли, бурные потоки, и зрители заинтересованно окружали, обтекали эту телесную метафорическую «воду».
Лабораторные показы Open Stage танцевальных проектов северо-западного региона состоялись в Живописном цехе Музыкального театра Карелии, который на время превратился в черный кабинет. Свои работы представили хореографы Петрозаводска Ханаева Татьяна, Валеева Мария, Александр Козин, студентка Карельского колледжа культуры и искусств Бирюкова Софья, танцевальная группа Игнис (руководитель Галиева Л.Т.). Был показан результат танцевальной онлайн-лаборатории по контактной импровизации финского хореографа Мирвы Мякинен, в которой приняли участие карельские танцовщики contemporary dance. Хореографы Александр Козин и Екатерина Стегний показали черновик своего стендапа о российском современном танце под рабочим названием «Драгнава и Йефро» («Авангард и Орфей»). Гостями «Открытой сцены» стали молодежная танцевальная компания Евгении Сизминой из Вологды с миниатюрой «Пьета» и «Разговор с Мерсом» театра танца Саши Кукина. Петрозаводск, готовый предоставлять свои ресурсы для развития современного танца северо-западного региона России, имеет все шансы стать важной точкой на карте музыкальных театров страны, активно сотрудничающих сейчас с современными хореографами.
Петрозаводское учредительное собрание
Уже более пяти лет Министерство культуры России реализует проект «Международные культурные центры«. Задача проекта — международное культурное сотрудничество, новые творческие проекты, молодежные проекты, локальный культурный контекст. Республика Карелия в 2021 году стала одним из адресов проекта, петрозаводский МКЦ получил название «Северный ветер«. Работа петрозаводского МКЦ проходила в Национальной библиотеке Карелии: круглые столы «Проблемы и перспективы развития современного танца в России сквозь призму фестивального движения» и «Вопросы фестивальной коллаборации. Создание ассоциации фестивалей современного танца«, проектирование фестивалей «Фестивальное ателье«.
Главным событием работы МКЦ «Северный ветер» стало создание Ассоциации фестивалей современного танца России. Путем голосования были выбраны учредители: Дом танца «Каннон данс» в Санкт-Петербурге (Вадим Каспаров), Музыкальный театр Карелии (Елена Ларионова), казанский театр танца «Пантера» (Елена Беляева).
Первая задача Ассоциации: фестивальная коллаборация, синхронизация календарей, гастрольной и иной деятельности для снижения и разделения расходов между собой. Пока не до конца определен весь спектр целей и возможностей Ассоциации, однако очевидно, что некий профсоюз, пусть пока для юридических лиц, представителям российского современного танца стал необходим. Работа над документами Ассоциации продолжается, и все желающие могут связываться с учредителями с вопросами и предложениями.
Так фестиваль Nord Dance, состоявшийся во второй раз, навсегда вписал себя в историю российского современного танца. Желаем удачи новорожденной Ассоциации как своевременной и открытой к предложениям инициативе.
Екатерина ВАСЕНИНА,
Петрозаводск-Москва
Фото: предоставлены пресс-службой Музыкального театра Республики Карелия