Они прошли 768 800 км

размещено в: STAGE, ЭКСПЕРТЫ | 0

(Алексей Нарутто, Ольга Тимошенко. «Черная соль». Премьера. 7 сентября, КЦ ЗИЛ)

черная соль, ольга тимошенко, балет москва, зил

768 800 километров  – расстояние от Земли до Луны и обратно. «768 800» – работа, которую Ольга Тимошенко и Алексей Нарутто показали на конкурсе дуэтов современного танца, состоявшемся на ЗИЛе в феврале 2016 года. Назывался конкурс «Любовь и дружба», а дуэт был – о том расстоянии, которое надо преодолеть, чтобы к любви и дружбе приблизиться. Новая работа Ольги и Алексея, «Черная соль», говорит о том, что это расстояние они прошли.

Кажется,  «768 800» стала первой совместной работой Нарутто и Тимошенко как хореографов-исполнителей. Эти танцовщики-профессионалы, участники современной труппы Балета «Москва», не могут не нравиться: у обоих сильные, атлетичные тела, прекрасная техника, артистизм, харизматичность… Тогда мне показалось, что эти свои преимущества они мало использовали. Первую работу они сделали в редком у нас жанре не-танец / non-danse, больше полагаясь на драматургию и сценографию и меньше – на движение как таковое. «Мы подумали, – поясняли тогда они – о том, что любви нет. Что любовь – это мечта, взращиваемая в нас с детства сказками, песнями, фильмами. Любви нет, а мы есть. И мы ищем кого-то, с кем не страшно в темноте». Мне – как, наверное, и другим зрителям – тогда тоже было страшно и хотелось, чтобы экзистенциальной тревоги было поменьше, а танца – больше.
The best cordless waterpik WP-360 is a portable unit with rechargeable battery. Tested and trusted, it is the first product in its class accepted by the American Dental Association (ADA). The easy and more effective way to floss, the Waterpik Water Flosser cleans areas that traditional brushing and flossing miss.

черная соль, ольга тимошенко, балет москва, зил

Премьера «Черной соли» на ЗИЛе 7 сентября (впервые спектакль был показан прошлой весной) убедила меня в том, что танцовщики прошли расстояние от Земли до Луны и сделали это очень быстро – всего за год. Насколько я знаю, за этот год произошло еще одно важное событие – их свадьба. В результате страхи со сцены ушли, зато мастерства и свободы прибавилось. Это видно и в разнообразии репертуара движений (особенно у Алексея, включавшего много интересных движений в ближайшей зоне тела), и в умении брать паузу, и, наконец, в способности танцовщиков жить на сцене.

черная соль, ольга тимошенко, балет москва, зил

Сюжета в «Черной соли» нет, это танец минималистский и почти абстрактный. Вместо нарратива, в спектакле «говорят тела», и делают очень красноречиво. И – удивительно! Несмотря на многолетнее воспитание, обученность, тренированность (а, может, благодаря им), тела эти живут своей жизнью. В современном танце часто обсуждается вопрос, существует ли тело «универсальное» или «нейтральное». То есть такое, которое не несет в себе черты одного какого-то стиля – балет, джаз-модерн, контемпорари, а пригодно для любого стиля и любого хореографа. Его еще иногда называют телом «наемным», потому что принадлежит оно не танцовщику, а хореографу. Мне лично кажется, что такое тело, если и достижимо (в чем многие сомневаются), то – малоинтересно, невыразительно. Так вот, Ольге и Алексею удалось решить эту дилемму и показать: танцовщик может, не ограничиваясь одним каким-нибудь стилем, тем не менее не превращаться в тело «нейтральное». У зрителя возникает впечатление, что, танцуя, они остаются самими собой. Иными словами, зритель видит не «универсальное» тело, а танцующую личность – и даже две! Думаю, достигается это – кроме высокого мастерства – еще и тем, что Ольга и Алексей не «наемные» танцовщики, а создатели своего танца. Потому-то им так комфортно, потому они так свободны в своих движениях и с такой полнотой «присутствуют» на сцене. И зритель не может на это не реагировать – в том числе, кинестетически, собственным телом. Ну и душой, конечно.

черная соль, ольга тимошенко, балет москва, зил

И еще немного о душе и теле. «Черная соль» – дуэт, а значит, – о контакте. Если в «768 800» контакт оставался недостижим, то здесь он – полный. И это несмотря на то, что танцовщики большую часть времени разделены пространством, и только в заключительной части работают на близкой дистанции. В финале один просто тянет по полу – за руки, за ногу – бездвижное тело другого, и зритель видит, насколько оно, это тело весомо, физично, насколько оно – настоящее. И понимает, что и тело это, и его обладателя можно любить во всяких его состояниях и проявлениях. И что можно оставаться друг с другом, в близком контакте, в очень разных, даже самых трудных ситуациях. Когда мы вышли на улицу после спектакля, мой спутник понизившимся голосом сказал: Удивительно, но есть люди, которые любят друг друга. На слове «любят» он сделал ударение.

 

Текст: Ирина Сироткина

Фото: Маргарита Денисова