Летняя Школа танца ЦЕХ 2017

размещено в: STAGE | 0

Лето скоро закончится. Давайте подводить итоги вместе. О том, как прошла очередная и долгожданная Летняя Школа танца ЦЕХ в этом году рассказала Алена Папина, куратор дополнительных программ Центра современного танца ЦЕХ.

В чем была особенность программы Летней Школы танца ЦЕХ 2017, менялись ли её цели и задачи в этом сезоне?

А.П.: В каждом новом сезоне мы стараемся привлекать новых педагогов, но цель и задачи остаются едиными. Проект направлен на развитие современного танца – как исполнительской его стороны, так и хореографической. На протяжении двух недель через технические и лабораторные классы мы стараемся погрузить людей в среду contemporary dance. В этом году классы проходили плотно, без обеденных перерывов – с 9 до 21 ч. Также насыщенно была организована программа Цех+, направленная на исследование, теоретизацию и вербальное осмысление танца: в ней было представлено три блока — теория, практика и публичная программа. В этом году мы также смогли договориться с дружественным нам проектом Мамин Садик Seasons, который находится в саду Эрмитаж на Тверской: они любезно согласились создать вместе с нами хореографическую смену в рамках лагеря “ЛеТучка». Так, у Летней Школы впервые появилось детское направление. На первой неделе занятия провел Хайм Геббер, а на второй — Мариам Нагайчук. В конце каждой недели ребята показывали результаты работы в формате короткого этюда. Также мы очень благодарны Goethe-Institut Moskau: немецкому культурному центру им. Гёте в Москве” за оказанную в этом году информационную и финансовую поддержку.

Какие новые техники и преподаватели были предложены на Школе в этом году? Почему они были отобраны?

А.П.: Это Бруно Исакович и его исследование шейка, Хайм Геббер с техникой “The Consious Body» и построенной на ее принципе лаборатории “Body play”, Нарендра Патил c техникой Flying low, танц-художница Лючиа Палладино с лабораторией принятия решений “Landscape cartography”, а также ассистентка Прельжокажа Клаудиа Де Смет с классами современного балета и авторской смесью техник современного танца. Алексей Нарутто, преподающий технику contemporary dance для взрослых и детей в рамках регулярной школы ЦЕХа, также дебютировал на Летней Школе с классами для начинающих.

 

Бруно Исакович — хорватский танцовщик и перформер, художественный руководитель “Sounded Bodies Festival” в Загребе. В рамках лаборатории он много работал с транзитным состоянием между индивидуальной интерпретацией, культурным кодом и абстрактным движением — через тряску и коллективное действие.

 

 

 

 

Хайм Геббер — немецкий танцовщик родом из Бразилии. Нас привлек его опыт работы в  берлинском центре TanzFabric и шанс предоставить студентам и музыкантам возможность взаимодействовать друг с другом на равных в рамках подготовки показа. Танцовщиками стали участники летнешкольной лаборатории “Body play”, а музыкальное пространство создали композитор Кирилл Широков и саунд-артистка Кира Вайнштейн.

 

 

 

Лючиа Палладино была интересна как художница и перформер. Практика интерактивной игры, построенной по методу создания композиции в реальном времени португальского хореографа Жоао Фиадейру, помогла стать базовым исследованием перформативности для невовлеченных в контекст танцовщиков и при этом развить навыки тех, кто давно работает с импровизацией и перформансом.

 

 

 

Классы индийского танцовщика Нарендра Патила пользовались бешеной популярностью. Нарендра уже преподавал в ЦЕХе Flying low в ноябре 2016 года, и для нас важно было дать российским танцовщикам возможность наработать навык и внедрить в свою постоянную практику эту востребованную и физически взыскательную технику. Клаудиа де Смет задала высокую планку для своих студентов: экзерсисы и комбинации помогли балетным танцовщикам набрать новый лексикон и проработать мягкость, плавность и раскрепощенность корпуса в технике современного танца.

Из уже преподававших на Летней Школе:

Стефано Маццотта — художественный руководитель итальянской танц компании “Zerogrammi” и последователь театра танца, Томас Даниэлис — фаворит прошлой и позапрошлой Школы для танцовщиков с высокой физической подготовкой, Александр Пепеляев, приезжающий с неизменно популярной лабораторией по композиции не первый год, педагог регулярной школы ЦЕХа Мариам Нагайчук с классами для начинающих, на которых она очень тонко и нежно работает с телом, что позволяет получать удовольствие от класса.

Помимо мастер-классов, было ли что-то еще?

А.П.: Это собственно программа Цех+: лекции по теории и практике танца и перформанса, дискуссии о критике и границе между искусством, самовыражением и терапией, лабораторные показы студентов Летней Школы, интерактивные доклады по материалам магистерских диссертаций об актуальных тенденциях в современном танце и перформансе, паблик-токи с приглашенными педагогами, воскресные джемы в Парке Горького и Музеоне и вечеринки для знакомства студентов в формате welcome drink во внутреннем дворике ЦЕХа — под электронную музыку и видеопроекции от Алисы Кибин и Ани Леоновой.

Программа делится на 3 блока и в этом году реализуется силами двух кураторов. Надежда Лебедева, которую мы специально пригласили на этот проект, составляла программу блока “Теория”, а я занималась блоками “Практика” и “Публичная программа”.

Как разделяются активности понятно из таблицы на странице ЦЕХа+: http://tsekh.ru/stat_53.html

В рамках “Теории” Анастасия Прошутинская делилась источниками по теории танца, Катя Ганюшина и Даша Демехина устроили блиц-опрос аудитории, выявляя значения расхожих терминов в поле современного танца, театра и перфоманса, Елена Гребенюк рассказывала о связи телесности, танца и терапии, а сама Надя читала лекцию об инклюзивном теле на сцене. Пятничные дискуссии были посвящены критике и терапии — с участием Виты Хлоповой (No fixed points), Кати Ганюшиной (Room For) и Екатерины Васениной (dancewriter.ru) в первом случае, и Анастасией Прошутинской, Анной Гарафеевой и Еленой Гребенюк — во втором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок “Практика” — новый формат как для ЦЕХа, так и для самих докладчиц. Выпускницы  программы “Художественные практики современного танца” АРБ им. А.Я. Вагановой — Екатерина Чадина, Татьяна Щербань, Екатерина Помелова и Алена Папина — были приглашены защитить свои диссертации в формате мастер-класса. Это ценная возможность как поделиться теоретическими наработками, так и перенять умозрительную концепцию через собственное тело на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Публичная программа” была направлена на установление живых неформальных связей между студентами и педагогами и давала возможность пообщаться и попрактиковать вне стен классов. Так, во дворике ЦЕХа все желающие могли напрямую задать вопросы Лючии Палладино, Стефано Маццотта, Томасу Даниэлису, Бруно Исаковичу, Хайму Гебберу и Нарендра Патилу. А на открытых джемах, закрывающих каждую неделю, студенты могли практиковать полученные знания под музыкальный перформанс “Не_существующей группы CHRRSP$$$” и независимых художников Саши Пучковой и Антанаса Яциневицуса: артисты сводили композицию в реальном времени, и задачей каждого был ответ на предыдущее действие другого. Группа работала с заранее записанными сэмплами, а Саша и Антанас — с извлечением звуков из нетипичных объектов: теннисных мячиков и бревен. Все это происходило под открытым небом — на лужайке перед Обсерваторией Парка Горького и в шатре Alpbau в Музеоне. Имея ввиду нетипичность предлагаемого пространства, Дарья Плохова провела для всех желающих мастер-класс по site-specific танцу перед джемом в Парке Горького, где поделилась способами работы с пространством.

Из каких регионов чаще всего приезжают на Летнюю Школу и какие еще регионы вы бы хотели охватить?

А.П.: Меня поражает, что люди приезжают в Москву из очень далеких мест – Перми, Новосибирска, Таллина, Екатеринбурга, Молдовы, Якутска, Уфы, даже из Барселоны. Есть поближе – Санкт-Петербург, Орел, Серпухов, Самара, Пенза, Тверь, Киров, Казань, Подольск. Хотелось бы увеличить не количество регионов, а количество гостей: чувствуется, что пока информация о ЦЕХе доходит до разных концов России очень обрывочно. Так что укрепление партнерских связей с крупными региональными центрами — одна из задач на следующий год.

 

Документация программы ЦЕХ+ в формате онлайн-трансляций на Periscope доступна по ссылке: https://www.facebook.com/events/1704017069640093

Подробнее о Летней Школе танца ЦЕХ: tsekh.ru/summer.html

Авторы фотографий:

Маргарита Денисова

Екатерина Помелова

 

Dozado dance magazine