Фестиваль современной хореографии «Проба N» освоил лучшие театральные площадки города Москвы. Что касается последней «Пробы N3», прошедшей на этот раз в театре «Модерн», то её можно назвать полным погружением в водоворот современного танца. На этот раз программа фестиваля отличалась особой представительностью и по направлениям, и по стилям, и по качеству представленных работ, а так же по географии приехавших участников.
Стремясь к максимальному разнообразию программы, организаторы, тем не менее, очень точно чувствуют границы своих вкусовых предпочтений. Их можно обозначить, судя по номерам, следующим образом: содержательная наполненность хореографического высказывания, умение найти свою авторскую пластическую интонацию, позитивность, яркость формы и сценических образов.«Проба» может стать хорошей метафорой для всех форм жизни в искусстве – проба как знак качества и как постоянный эксперимент, кастинг, попытка. В этот раз, два смысла дали синтез, повернувшись своей качественно апробированной стороной.
В очередной раз организаторам удалось придать вечеру характер тотальной инсталляции, погрузив зрителя в особую пространственную среду, формируя перед началом действия объединенное пространство зрительного зала и сцены. В данном случае таким пространством стал уютная гостиная театра, где проходило ожидание и подготовка к таинству через язык тела. Сама же тайна реализовалась в танце. Все выступления отражали понятные человеку чувства – любовь, страдание, отчаяние, надежду. Но из отдельных номеров очень разных хореографов и исполнителей вдруг получилось удивительно целостное творение с общей внутренней смысловой структурой и художественной правдивостью, что является особенностью репертуарного формата.
Будучи не в первый раз на этом фестивале, я увидела, как многие работы раскрываются новыми гранями. Таковы постановка Алексея Расторгуева «Монологи», где на зрителя буквально обрушивается поток образов, ассоциаций, человеческих взаимоотношений, или изысканный дуэт Ольги Тимошенко и Алексея Нарутто. Как первый раз всегда, переживаешь за «Бабочку»: сумеет ли она взлететь в хореографии Павла Рябова.
Особенности постановки «Зима» (отрывок из балета «Времена года») хореографа Антонины Красновой в том, что всё в ней узнаваемо и пережито каждым человеком, но при этом — ни одной секунды какой-либо банальности. На всём лежит авторский почерк хореографа, безусловно,первоклассного мастера, который даёт нам возможность убедиться, что в современном искусстве ещё есть место для настоящей красоты, а не слащавой «красивости». То же самое можно сказать и о сольном выступлении Красновой. В своём номере она использует редко встречающиеся на нашей сцене приемы танца «буто», которые очень точно и неожиданно помогают понять и раскрыть содержание духовного «Псалма».
Такое же почти магическое воздействие оказывает филигранная хореография Ксении Михеевой,блистательно работающей с хорошей литературной основой. Говорить о возвышенных вещах и не быть при этом тривиальным, делать это убедительно и трепетно — не так-то непросто, поэтому результат завораживает и потрясает. Работа Александра Могилёва «Выборы» и при повторном просмотре сохраняет эффект неожиданности. Она всё более приобретает черты некой фантасмагории на русскую тему с её надрывом и состоянием балансирования на «краю». И это тоже красота, красота уловленной правды.
Еще раз хочется подчеркнуть, что формат репертуарного фестиваля – это, безусловно, новый уровень «Пробы №», у которой есть магический дар подбирать исполнителей и создателей, и зритель вправе ожидать от нее не только малых, но и больших форм.
Надеюсь, что фестиваль не перестанет удивлять нас и в дальнейшем своем проявлении. Теперь это уже будет «Проба N4».
Текст: Татьяна Мельник