В этот раз проект «ПРОБА №» пообщался с живой легендой русского классического балета — Владимиром Викторовичем Васильевым и задал вопросы, которые интересуют профессионалов и любителей современного танца в России.
Что для вас современный танец? Почему он представляет для вас интерес?
ВВ: Современный танец это, прежде всего, танец без обязательных классических канонов. Видимо, он сравни современному языку: обретение новых форм, новых слов, новых фраз. Но ключевым для меня во всех видах танца остается слово «танец». К сожалению, часто за современный танец выдается просто набор движений. Впрочем, это нередко случается и в классике.
Какова, по вашему мнению, перспектива развития современного танца в России? Есть ли связь между развитием классического и современного танца сегодня?
ВВ: Перспектива есть -тут и обсуждать нечего. Мы все время себя как-то принижаем в «современном» искусстве. Ну вроде мы — такие устарелые, а они там — продвинутые. Вспомните только — где родился авангард? Да, — у нас современный танец пока не стал столь массовым, как на Западе. Но это потому, что у нас были и, слава Богу, есть прекрасные традиции в других видах танца и на самом высоком уровне. А современный танец у нас сейчас распространяется все шире, становится все более популярным. И дальше у него — хорошее будущее, я уверен. Исполнители у нас традиционно — великолепные, таких на Западе поискать. А хореографы — вообще штучная вещь во всем мире, хоть в классике, хоть в современном танце. Главное, не надо стараться все время оглядываться, «как у них там», копировать чужие модели. Это не значит, что не нужно знать лучшие образцы западного искусства. Больших мастеров нужно смотреть, изучать, брать лучшее. Но идти нужно своим путем, идти еще дальше. Я почему-то уверен, что мы и в этом виде танцевального искусства станем одними из лучших. Дайте только время.
Связь с классикой безусловно есть и должна быть. У классики есть много чему поучиться. Ну хотя бы тому, что в танце нет ничего неважного и все нужно делать с полной отдачей, все должно быть доведено до совершенства. Ведь как и в классике, в современном танце нас восхищают отточенные по технике и выразительности работы. И, мне кажется, что эти, казалось бы, такие разные виды танца все равно будут питать друг друга — взаимопроникновение неизбежно.
Есть ли свой путь у танца в России? Кто может помочь найти или поддержать его?
ВВ: Именно об этом я и говорю. К счастью, именно в танцевальном искусстве мы уже более ста лет «впереди планеты всей». Современный танец в России, по моему, может и должен пойти своим путем развития. Чтобы добиться высоких профессиональных результатов (я не говорю здесь о любителях), нужно, прежде всего, я думаю, ввести «современный танец» полноправно в систему профессионального хореографического образования. Вот в школе Большого театра в Бразилии, работающей по нашей русской методике, все же есть два отделения: классика и современный танец. В современном отделении очень серьезная хореографическая подготовка, и кроме того, те, кто с возрастом понял, что по своим физическим данным или желанию, лучше заниматься современным танцем — переходят из классики на современное отделение. Мне кажется, это и есть наш путь развития современного танца — а то пока у нас массово все на энтузиазме строится. В хореографических школах мало внимания уделяется современному танцу. Могут его поддержать и сами училища и, в большей степени, конечно, уполномоченные на это чиновники соответствующих министерств и ведомств. Важно, чтобы классика и современный танец развивались вместе параллельно, а не по отдельности. В этом есть и связь традиций и дополнительный рычаг к развитию всех видов танца. Они, как я уже сказал, будут питать друг друга.
Должен ли современный танец быть понятным для массового зрителя? Как, по вашему мнению, достичь расширения аудитории?
ВВ: Любой танец, как любое искусство, по моему, должен быть понятен зрителю. Что для этого нужно — нужно ясно видеть, что ты той или иной своей работой хочешь сказать зрителю. Хореографу и исполнителю передать это в пластике — сложная задача, гораздо более сложная, чем придумать новое движение. Но искусство — это образ, и без образа мы всего лишь занимаемся упражнениями. А зритель всегда непроизвольно ощущает эту разницу. Вообще я не люблю определения «массовый зритель». Звучит как «непонимающая толпа». Так нельзя относится к своему зрителю, каким бы он не был. Я был не раз свидетелем того, как наша аудитория в больших залах не принимала современную хореографию. Значит ли это, что она виновата? Нет. Значит, это мы — создатели и исполнители что-то не смогли сделать для того, чтобы даже неискушенная в современном танце публика была захвачена происходящим на сцене, приняла это искусство. Не нужно винить зрителя — ищи проблемы в себе самом. И если ты сегодня смог добиться этой незримой взаимосвязи с залом, значит, в следующей раз эта аудитория будет шире.
Пожелания для всей аудитории танцевального проекта «ПРОБА No». Напутствия для хореографов и танцовщиков, работающих в России.
ВВ: Для аудитории — хороших постановок и блестящих исполнителей. А для участников — работать и расширять свой кругозор во всех сферах: читать, смотреть, знать, как можно больше. Критически относится к себе, ибо неудовлетворенность и неуспокоенность результатами собственного творчества есть путь к совершенствованию, а значит и успеху.
Больше информации о проекте «ПРОБА №» можно узнать в их соцсетях:
www.instagram.com/proba_festival/
vk.com/proba_fest
www.facebook.com/probanomer/