Я существую: «Протокол мы» в ЦИМе

размещено в: STAGE | 0

В ЦИМе в рамках фестиваля «Перфоманс в ЦИМе» показали перфоманс «Протокол мы» участников цимовских кружков, где участники исследовали тему самоидентификации через вербатим и танце под руководством Саши Денисовой и Кости Челкаева.

протокол мы, цим, перфоманс, dozado, dance doc

Документальный театр существует у нас относительно недолго, а документальный танец так и вовсе только родился. Последние десятилетия в искусстве появилась тяга к документальности: в литературе самый популярный жанр нонфикшн, документальное кино все более востребовано зрителем, Театр.док становится популярнее и уже никого не удивишь словом «вербатим».

протокол мы, цим, перфоманс, dozado, dance doc

Погоня за фиксацией реальности началась ещё с изобретения фото и видеокамер («Киноглаз»), а в нашу мультимедийную эпоху каждый ежедневно ловит реальность в свои соцсети. Все эти пироженки и селфи в инстаграмах являются не чем иным как актом свидетельства – «я существую». Ведь как говорят некоторые исследователи-психологи, сегодня если тебя нет в соцсетях, значит тебя нет вообще (спорное, но важное утверждение). И одна из попыток вписать себя в эту фрагментарную реальность — это вербатим. О самом себе.

протокол мы, цим, перфоманс, dozado, dance doc

«Я!» — кричит каждый участник со сцены в радостном прыжке – значит «я есть», «я существую». Я говорю, я двигаюсь, меня видят другие люди, у меня есть своя неповторимая история жизни. Фрагменты историй участников перемешиваются, но каждый из них к концу перфоманса становится уже близким человеком, почти родным — у этой девочки была депрессия и она лежала в клинике, а у другой умер отец, третья боится не успеть родить, а мужчина хочет свою жизнь посвятить только психологии, но ему приходится еще работать днем бухгалтером.

протокол мы, цим, перфоманс, dozado, dance doc

Мы будто подглядываем за их жизнями, как через окошко Фейсбука — мы все визуалы и соглядатаи. Жизнь чужого стала доступнее, и в то же время мы видим только приукрашенные фрагменты, и реальность снова ускользает от нас. Но  вербатим — это когда по-настоящему, честно, даже слишком. И танец это по-настоящему, и честно, потому что тело не врет. И все 18 участников перфоманса танцуют и рассказывают о себе, очень откровенно, все как есть.

протокол мы, цим, перфоманс, dozado, dance doc

«Я занимаюсь ядерной энергетикой, я умеренный пофигист, и я знаю такое движение».

Протоколы «балет», «самба», «лосось – об одном желаю», «дом», «работа», «любовь», «хип-хоп» — эти обычные люди расскажут вам о себе все, без тени игры, они будут танцевать, кайфуя от этого акта саморепрезентации, полного жизни.

«Со временем будет уходить подлинность и они перестанут быть реальными людьми, наденут маски», — Елена Ковальская, арт-диреткор ЦИМа, о перфомансе.

«Слеза пробила, это все про жизнь, про настоящее», — говорит один из зрителей.

протокол мы, цим, перфоманс, dozado, dance doc

Это похоже на танцкласс-исповедь, руководят процессом два хореографа (выпускницы P.A.R.T.S. Александра Долгова и Виктория Брызгалова) и актер Михаил Ефимов, которые наравне со всеми рассказывают о себе: «я бы создала в России новое образование в области современного танца», — говорит Александра. Это гибрид «Гала» Жерома Бэля (в котором участвовал Костя Челкаев) и части из спектакля «Отель Калифорния» (где тот же Костя делает примерно то же, что и участники «Протокола»).

Зрители аплодируют особо актуальным желаниям, как например «увидеть Россию свободной», или когда участники делятся своими психологическими травмами («не могу жить нормально после смерти отца»). После перфоманса остается чувство единения со всеми этими людьми и вообще со всеми людьми.

протокол мы, цим, перфоманс, dozado, dance doc

«Ты в процессе создания перфоманса варишься как в котле, начинаешь слышать другого. И драма, повторенная трижды, перестает быть драмой».

«Зрители делали нас всех очень счастливыми, я даже видела глаза своей мамы, и мне было немного страшно».

«Это была встреча с собой: на вербатиме, танцах, и когда я смотрела в зал — там тоже сидела я».

протокол мы, цим, перфоманс, dozado, dance doc

«Протокол мы» как срез современности – чего хотят люди? Все всегда одного и того же – семью, детей, дело в жизни, быть с близкими людьми, быть. Ухватить реальность за хвост и заявить о себе как о части этой реальности, утвердить свое бытие во всеуслышание – вот о чем этот перфоманс. А сейчас — мы просто хотим танцевать.

Текст: Нина Кудякова

Фото: Екатерина Краева

 

 

 

 

Оставить ответ